log.jpg (8882 bytes)

asm3_44.jpg (4693 bytes)

logo.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ 3 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm3.jpg (12085 bytes)


Содержание номера:

Summary

Краткие аннотации
статей на английском языке

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
А.Р. Ахмедов - А.П. Гозак
"Прекрасное должно быть величаво"

РАЗВИТИЕ ГОРОДА
А.Н. Тетиор
Устойчивость развития города - что это такое?

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
П.Г. Еремеев, Е.И. Кондрахов
Виктор Иванович Трофимов

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Ю.П. Платонов
Реконструкция площади Гагарина

МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ
В.Л. Хайт
Москва в XVIII - начале XIX века

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
А.В. Маслов
Большой театр: этап биографии

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТРОИТЕЛЬСТВА
П.Г. Еремеев, Н.В. Канчели
Большепролетное светопрозрачное
покрытие Гостиного двора в Москве

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
А.В. Можаев, Ю.П. Мосунов
Храм на Ильинке - возвращение утраченного

ПОЧТА
Строительство дома как средство попасть в Историю

АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО
М.В. Нащокина
"Пасхальные яйца" мастерской Сергея Ткаченко

Исследовать, восстановить, сберечь

ХРАМ НА ИЛЬИНКЕ - ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННОГО
А.В.Можаев, Ю.П.Мосунов

В N 4 за 1998 год журнала "Архитектура и строительство Москвы" была опубликована статья Ю.П.Мосунова "Натурные исследования древнего храма на Ильинке". В ней изложены результаты исследований храма святого пророка Илии на Новгородском подворье, что на Ильинке, - одного из древнейших архитектурных памятников Москвы. Объем публикации позволил достаточно подробно осветить лишь первый строительный период истории храма, заложенного 11 мая 1519 года. Однако его последующая судьба также представляет большой интерес.

asm3_46.jpg (6325 bytes)

Кладка XVII, открывшаяся после сноса корпуса по улице Ильинка

Здесь нам хотелось бы на основании уточненных натурных данных и новых архивных материалов рассказать об истории памятника на протяжении XVI-XIX веков, а также о положении дел сегодня.

Исследования производились в 1997-1998 годах специалистами архитектурной мастерской "Конев и партнеры". Выявлено древнее ядро храма 1519 года, вошедшее в состав более позднего комплекса, - четверик, сохранившийся до верха венчавшего его карниза, и фрагменты апсид граненой формы (подробнее см. в N 4).

Ко второму строительному периоду относится возведение придела с южной стороны. Время может быть уточнено в ходе дальнейших исследований. Пока же - это вторая половина XVI - начало XVII века. Хотя на данном этапе сложно представить его первоначальный облик, очевидно, что это было очень интересное сооружение. Размерами в плане придел почти не уступал храму и также имел три апсиды, образуя, таким образом, довольно необычный для Москвы комплекс. Натурными исследованиями обнаружены следующие фрагменты окончательно разобранного в конце XVIII века придела:

asm3_45.jpg (7138 bytes)

Снос теплых
торговых рядов.1997 год.

- остатки апсиды с двумя алтарными нишами, примыкающей к южной апсиде основного храма. В одной из ниш хорошо сохранились отверстия от гвоздей, поддерживавших деревянную полку;

- фрагменты двух поперечных стен с остатками арочных проемов - одна отделяла основное пространство придела от алтаря, другая - от нартекса;

- фрагмент западной наружной стены, продолжающей плоскость западного фасада храма с сохранившимся дверным откосом;

- фрагменты свода придела в уровне второго этажа, использованные при строительстве галереи в XVII веке.

Одновременно с устройством придела, видимо, был заложен вход в южную апсиду храма, так как его расположение никак не согласуется с конструкцией придела.

Наиболее значительные изменения в облике храма произошли в конце XVII века, после того как церковь в 1676 году была передана подворью Новгородского митрополита. Над древним храмом надстраивается новый, превышающий его размерами с востока и юга, с трех сторон возводятся галереи. Интересно, что придел был сохранен под южной галереей верхней церкви. До наших дней в полной мере дошел четверик XVIII века (без завершения). Галереи разобраны в XIX веке.

Натурными исследованиями обнаружены следующие фрагменты этого периода:

asm3_42.jpg (5246 bytes)

Зондаж в южной апсиде верхнего храма

- на западном фасаде - следы примыкания свода галереи;

- остатки арок южной галереи в составе стены первого этажа;

- с трех сторон церкви на галерею выходили кирпичные порталы, причем обращенный на задний двор северный - был значительно меньше остальных. Фрагменты их срубленного декора в разной степени сохранности обнаружены на всех трех фасадах. Откосы западной двери видны также и в интерьере церкви;

- южная апсида храма XVII века во второй половине XIX переделана в лестничную клетку. Здесь найдены заложенная алтарная ниша и остатки скругления апсиды;

- на северном фасаде сохранился декоративный пояс, в виде плинтуса огибавший четверик на уровне пола галереи. Здесь же обнаружена лопатка, и такая же - под штукатуркой между апсидами;

- на восточном фасаде открыт фрагмент венчающего поребрика;
- восьмигранное основание позднего барабана при ближайшем рассмотрении оказалось остатком квадратного барабана конца XVII века, со срубленными углами.

Как уже сказано, пока трудно представить облик храма - оконные проемы везде растесаны, наличники утрачены, в интерьере остался лишь один откос окна западного фасада. Фрагменты галерей также не дают возможности реконструкции их вида.

На протяжении XVIII - середины XIX века храм неоднократно перестраивался, его стены представляют собой многочисленные наслоения разновременных кладок. Храм был окружен пристройками преимущественно торгового назначения, их остатки сохраняются в подвале и первом этаже примыкающих к храму корпусов. По архивным данным, к середине XVIII века над двухэтажным строением по улице появляется надвратная колокольня, небольшая звонница существовала также над северным фасадом церкви. Вероятно, в 1720-1730 годах окна храма приобретают скромные барочные наличники, старый барабан заменяется существующим ныне, по осям четверика устраиваются круглые закомары (позднее переложены). После 1829 года у северного фасада возводится ампирная колокольня (старая

asm3_43.jpg (7114 bytes)

Западный фасад

разобрана в конце XVIII века) с лестницей в верхний храм и примыкающими двухэтажными лавками.Эта колокольня сохраняется внутри корпуса 1864 года, особенно интересен ее подвал необычной круглой формы. Верхний ярус колокольни 1829 года во время пристройки Теплых рядов оказался под их кровлей, где и сейчас частично сохраняется: деревянные балки для крепления колоколов, часть винтовой лестницы с железной дверью. Исследованиями обнаружены также фрагменты вышеуказанных лавок (в первом этаже северной пристройки) с широкими арочными проемами. Поверхность стен покрыта штукатурным рустом. В середине XIX века колокольня надстраивается еще одним ярусом, разобранным в советское время. Тогда же барабан храма украшен не сохранившимися приставными колоннами, на которые встала более массивная голова с вычурным основанием креста.

Ко времени строительства Теплых торговых рядов все строения на участке, за исключением храма и колокольни, разбираются, однако при возведении новых корпусов были использованы отдельные их части. Стены более ранних строений сохранились в подвалах не только прилегающих к храму корпусов, но и в остальных, как недавно снесенных, так и еще существующих.

Теплые торговые ряды, возведенные в 1864 году по проекту архитектора А.С.Никитина, представляли собой крайне интересный и живописный комплекс однотипных строений, окруженных не сохранившимися чугунными галереями. Фасад церкви святого Ильи был приведен в соответствие с архитектурой вновь возводимых корпусов. В первом этаже (в оставшихся открытыми западном и восточном фасадах) были пробиты широкие витринные проемы, в западной стене верхнего храма - два высоких узких окна. Вход в храм был устроен через лестницу непосредственно с Ильинки. На фронтоне уличного фасада располагался лепной барельеф, изображающий "Око Господне". Внутри частично сохранилась живопись того же периода.

В 1923 году храм закрывается, а в 1930-м строение передается Метрострою. В советский период памятник не понес утрат, за исключением перечисленных выше, однако его техническое состояние в данный момент оценивается как "крайне тяжелое аварийное". В последнее время оно значительно ухудшилось в связи с земляными работами по Ильинке и сносом части примыкающего корпуса, которые производились без каких-либо противоаварийных мероприятий. В ходе работ пострадал также бесценный культурный слой, восходящий в этом районе к домонгольскому периоду.

В 1997 году здание церкви с частью прилегающих корпусов Теплых рядов возвращено верующим. На чердаке были найдены старые кресты, некогда венчавшие храм и колокольню. Однако ввиду отсутствия средств никаких работ ни по реставрации, ни по укреплению памятника пока не начато.

Предварительный проект реставрации, разработанный мастерской "Конев и партнеры", предполагает сохранение наслоений всех строительных периодов, выявление не только древнего ядра, но и поздних элементов, отражающих сложную многовековую историю этого интереснейшего архитектурного комплекса. Следует особенно заострить внимание на необходимости именно такого подхода, поскольку реставрационно-строительная практика последних лет вызывает серьезные опасения за судьбу как этого ансамбля, так и исторического лица города в целом. В 1997-1998 годах снесена большая часть состоящих на государственной охране (!) Теплых торговых рядов. Сохраняются выселенные корпуса по Богоявленскому проезду (принадлежат Сбербанку) и часть корпуса, примыкающего к церкви, но и их будущее пока не ясно. Кроме того, комплекс по-прежнему недостаточно исследован. Как упоминалось выше, при сносе погибли части неизвестных, более древних сооружений. Поэтому, пользуясь случаем, хочется напомнить о ценности любого фрагмента исторической застройки старой Москвы, о том, что последующее воссоздание никогда не заменит утраченного подлинника, что только сохранение и выявление наслоений всех исторических периодов, всех свидетельств как древней, так и недавней жизни города способно сохранить его неповторимый колорит и очарование.

Предлагающийся эскизный проект предполагает консервацию и экспонирование всех подлинных частей древнего памятника, воссоздание утраченных элементов в том объеме, какой позволяют полученные данные, и реставрацию всех ценных элементов XVII-XIX веков. Хочется верить, что уже в ближайшее время древнейший из уцелевших храмов Китай-города станет подлинным украшением одной из центральных улиц столицы.