log.jpg

asm4_41.jpg (5451 bytes)

logo.jpg

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 4 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm4.jpg (


Содержание номера:

ПРОЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
С.Б.Киселев
Модернизация Центрального телеграфа

ПОРТРЕТ  МАСТЕРА
Е.М.Шухова
Иван Федорович Рерберг

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В.А.Кудряшов
Возможности строительной керамики

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Д.Ю.Блинов
Московская православная духовная гимназия

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
К.И.Аксельрод
Сад «Эрмитаж» и его окружение

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
В.Л.Хайт
Реальная архитектура в реальном городе

 

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
М.Е.Маевская, архитектор
Евровокзал в Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Реальная архитектура в реальном городе
В.Л.Хайт, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук

Сразу заметим, что территория, прилегающая к станции метро «Новослободская», стала в последние годы своеобразным архитектурным полигоном. Здесь появились крупный жилой дом с банком и эффектной аркадой в первом этаже и изысканно стилизованный под московский модерн жилой дом в Весковском переулке;завершается сооружение зрелищно-офисного центра имени В.Э.Мейерхольда, строятся жилые дома и офисы в начале Селезневской улицы. Возможно, по этой причине введение в строй центра  сервисного и

asm4_42.jpg

Центр сервисного и торгового обслуживания. Вид со строны ул. Селезневская.

  торгового обслуживания на углу Новослободской и Селезневской улиц прошло почти незамеченным специалистами и широкой общественностью (заказчик: ТОО «КОДЕ», авторский коллектив: М.М.Посохин (руководитель), архитекторы Т.В.Малявкина и И.Б.Корина, инженеры Т.П.Бурлова и П.А.Гаврюшин). Однако этот объект во многом поучителен.

Сложившееся окружение требовало разрешить буквально головоломку: с юга - громадный жилой дом с аркадой в нижнем ярусе, с севера - обнажившаяся в ходе прежних реконструкций «внутренность» безликого квартала, с востока - разностильная застройка Селезневской улицы, а на самом участке - монументальный павильон станции метро. Как считает М.М.Посохин, авторам весьма помог многолетний опыт работы в центре Москвы.

asm4_38.jpg

Центр сервисного и торгового обслуживания. Вид со строны ул.Новослободская.

Им хотелось, чтобы здание в соответствии с его функциональным назначением было достаточно заметным и одновременно - рядовым, фоновым.

asm4_44.jpg (5531 bytes)

План цокольного этажа

asm4_43.jpg

Генплан

asm4_45.jpg

План 1-го эттажа

В процессе возведения центра был решен ряд принципиально новых проблем отечественной и московской архитектуры.В годы типового проектирования архитекторы почти забыли, что планы зданий могут быть не только прямоугольными. В рассматриваемом нами торговом комплексе план получил очень сложную конфигурацию, что было продиктовано границами отведенного для него участка. Криволинейный объем в юго-западной части помог обойти надземный вестибюль станции метро, построенный по проекту архитектора А.Н.Душкина,  создав ему некий фон, своеобразный «задник».

Излом северного фасада позволил обеспечить удобный проход между Новослободской и Сущевской улицами. Таким образом, неудобный участок был использован почти на 100 процентов, что симптоматично для современной Москвы.Сложная и одновременно свободная объемно-пространственная композиция комплекса также определялась не канонизированными стилевыми установками или нормативными требованиями, а особенностями участка.

asm4_46.jpg

План кровли.

  Он расположен между тремя транспортно-пешеходными улицами и пешеходной аллеей. Входы в комплекс запроектированы со всех фасадов, кроме южного (Селезневской улицы), где постоянно движется поток пешеходов.Рельеф позволил сделать выезд грузовых машин без обычного длинного пандуса, отнимающего полезную площадь. Высота разгрузочного дебаркадера в цокольном этаже была увеличена за счет повышения пола первого этажа. Тут хорошо вписался в контекст бар-кафе. В средней части подвала оборудован гротный ресторан.

Если верхняя отметка фасада по Новослободской улице, привязанная к высоте павильона метро, имеет два этажа, то со стороны Сущевской улицы здание - четырехэтажное. Общественно-торговый комплекс многофункционален: торговые залы с широкими проходами для посетителей, ресторан, кафе на всех этажах, бары, банк, офисы, зал игровых автоматов, различные вспомогательные и технические помещения, развитая система мусороудаления.

asm4_47.jpg

План 2-го этажа.

Четкое горизонтальное зонирование пространства дополняется вертикальным: два первых этажа - торговые, на верхних - офисы идемонстрационный зал.Конструктивная схема предельно проста. В ее основе - стойки в вершинах квадрата 10х10 м, перекрытые стальным профилированным настилом. Конечно, изломанная конфигурация плана осложнила задуманную схему, но широкий шаг опор обеспечил необходимую гибкость планировки.

Ее дополнило нейтральное цветовое решение интерьеров, рассчитанное на возможную трансформацию помещений, изменение их функций в процессе эксплуатации.В пространственных фокусах - пересечениях планировочных осей - находятся два основных узла вертикальных коммуникаций: криволинейная лестница в южной части здания и лестницы вокруг лифтовой шахты - в северо-восточной. Они освещаются естественным верхним светом через остекленные фонари на крыше. К сожалению, световой купол в южной части смотрится громоздким,

asm4_48.jpg

План 3-го этажа.

  силуэт его необоснованно усложнен. Важное достоинство комплекса - наличие в нем наружных и внутреннихпандусов и других устройств для удобства передвижения инвалидов, матерей с детьми и т.д.Со стороны Сущевской улицы здание удачно разделено по высоте протяженным балконом и фигурной решеткой на две части. Нижняя включает цокольный этаж с большими воротами, техническими помещениями и первый торговый этаж; верхняя - торговые залы и офисы. Этот балкон вместе с другими элементами композиции (лоджия-галерея вдоль Новослободской улицы, навесы, арочные проемы, филенки, малые формы) уместно размельчает, снижает монументальность фасада, придавая ему соразмерный человеку масштаб.Лоджия-галерея за пилонами фасада расширяет тротуар вдоль Новослободской улицы и как бы продолжает портик павильона станции метро. Заметим, что со времени реконструкции ЦУМа в начале 70-х годов галереи и пассажи стали в Москве неотъемлемой частью крупных торговых объектов. В нашем случае вдоль северного фасада комплекса, за углом, галерея переходит в навес на тонких металлических стойках. Современный вид ему придает плоское светопропускающее покрытие. Балкон на фасаде по Сущевской улице поддерживает горизонтальную композицию, а также защищает от дождя и снега. Ажурная металлическая ограда отделила проход с орнаментальным мощением от прилегающих дворов. Обращенные к торговому центру торцы безликих корпусов частично оштукатурены и окрашены, обогащены декоративными криволинейными полосами - «архивольтами» темно-зеленого тона. Дополняют картину шарообразные светильники на стилизованных кронштейнах. Таким образом, проход имеет стиль и превращается в полуинтерьерный элемент комплекса.Органичное соединение здания со средой превращает комплекс не в самодостаточный объект - «архитектура ради архитектуры», - а в полноценный функционально-пространственный фрагмент города, одну из его торгово-пешеходных зон. Изысканно, под московский модерн и торгово-трактирно-вокзальную архитектуру рубежа XIX - XX веков прорисованы металлические конструкции навесов, ограждений, наружного освещения (кронштейны и фонарные столбы), решетки, в том числе и защищающие остекленный первый этаж (художник Ю.П.Вайс).К переходным пространствам авторы обоснованно отнесли плоскую крышу главного корпуса, где разместили кафе под открытым небом. Парапет защищает посетителей от неожиданностей и почти не мешает обзору городских панорам. Вероятно, здесь были бы уместны небольшие вертикальные остекленные прорези - они бы только усилили визуальную связь с городской средой...Небольшой участок за задним фасадом павильона станции метро «Новослободская» в свое время не был завершен. Благоустройство потенциально уютного промежутка между ним и смело изогнутым фасадом нового торгового центра представляется чрезвычайно важным. Но для этого требуется специальное постановление Правительства Москвы, так как речь идет о метрополитене. Решить наружную стену эскалаторного хода архитекторы могли бы весьма оригинально. К примеру, создать здесь кольцо полутеррас с озелененными подпорными стенками, организовать детскую игровую зону и т.д.А теперь обратимся к редкой в профессиональных обсуждениях проблеме жанра произведения архитектуры. В отличие от теории литературы и других видов искусств в зодчестве жанру уделяется мало внимания. Исключение составляют разве что классицизм и период эклектики. Пионеры «современной» архитектуры почти забыли о нем: в знаменитом городе Иллинойсского технологического института Л.Мис ван дер Роэ в 1940 - 1950-х годах построил почти не отличающиеся по тектонике и образу здание бытового обслуживания, мемориальный корпус и капеллу, а его жилые высотные дома в Чикаго и Детройте напоминают офисные здания.Современное движение в архитектуре, поставив во главу угла, с одной стороны, приоритет функции и технологии, а с другой - геометризацию объемов независимо от их функциональной наполненности, - отодвинуло жанровые характеристики в сферу безусловно осуждавшихся эклектики и кича. В то же время авангард программно использовал в своих композициях приемы массовой печатной продукции, городской фольклор и визуальную информацию.Исключительно тонко чувствовал и воплощал жанр архитектор К.С.Мельников. В его рабочих клубах наряду с новизной и оригинальностью превалирует приподнятость образного решения. В зданиях гаражей Мельников отображал их технологическую и даже «механическую» функции, выводя на фасады наклонные линии пандусов и круглые окна - образ колеса. В громадном Ново-Сухаревском рынке он не стеснялся демонстрировать «базар» - ряды расположенных «пилой» легких деревянных лавок с крупными вывесками и сочной окраской. Автор откровенно стремился придать рынку вид ярмарочности, «превратив, - как он писал, - всю территорию в море архитектурной живописи». Столь же «простоват» и декоративен знаменитый павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923 г.). Характерно, что именно теоретик высокого стиля М.Я.Гинзбург высоко оценил, казалось бы, чуждый ему образ: «Выгодно выделяется павильон Махорки (архитектора Мельникова)... Безусловно, это наиболее свежая и оригинальная мысль, вполне органически истолкованная в дереве». (Отечественный авангард зримо показал свои достоинства, когда недавно на Арбатской площади были восстановлены первоначальная раскраска и рекламные надписи на фасаде вполне ординарного здания Моссельпрома (автор реконструкции Е.Б.Овсянникова.)Почти через полвека концепцию «декорированного сарая» выдвинул предтеча постмодернизма - американский архитектор, теоретик и педагог Роберт Вентури.Итак, всегда существовали высокие и более приземленные архитектурные типы и темы. По-разному задумывались дворец и крестьянская изба, присутственные места и караульная будка, оперный театр и балаган. Их образные различия, многообразие и узнаваемость обогащали колорит городской среды. В повседневной жизни особенно важна узнаваемость торговых зданий. Им не свойственна преувеличенная монументальность, которая отличает «Детский мир» и может быть оправдана только его расположением в самом центре Москвы.В рассматриваемом нами торговом комплексе наиболее острые споры, вероятно, могут вызвать фасады: метр и ритм расчленения стен, стилистика и рисунок деталей, цвет. Более естественным казалось бы продолжение крупномасштабной, торжественной колоннады павильона метро или пилястров, украшающих его боковые фасады. Такая стилизация наверняка не вызвала бы возражений, но она бы и не обогатила существующую здесь застройку, напротив, придала бы ей необоснованную монументальность.Авторы проекта пошли более сложным путем: они оттолкнулись от традиционной для старых городов темы торгового или гостиного двора. Отсюда галерея и навесы, арки и арочки, яркая раскраска фасада. В то же время новое здание широким шагом простенков с вытянутыми каннелированными пилястрами, портиком-галереей, парапетом-аттиком перекликается с павильоном метро. Фасады «набраны» из единых элементов (арок, пилястр, филенок), но при этом они все разные - в соответствии с их ролью в композиции застройки при обзоре с разных точек.Темный тон стекла, сочная темно-зеленая и темно-синяя окраска деталей, красный гранит цоколя выделяют здание из окружающей застройки и одновременно создают контрастный фон светлому павильону станции метро. Яркие цвета корреспондируются с важной приметой данного места - они напоминают о многочисленных витражах-светильниках в перронных залах станции «Новослободская», выполненных по эскизам Корина. Полихромия здесь, как и в работах Мельникова, - осознанная программа, направленная на решение образных (знаковых) и средовых задач.Представляется, что авторы торгового центра шли от традиции оформления массовых торговых предприятий без прямого цитирования, а на основе формальных и цветовых ассоциаций. Структура и графичность фасадов, усиленная насыщенностью красок, сформировали именно такой образ. Аттик, тимпаны лучковых арок, разного размера филенки могут быть использованы для размещения всевозможных вывесок.Вызывает неудовлетворенность рисунок отдельных деталей фасадов: при таком жанровом замысле они могли бы быть более декоративными, подчас демонстративно атектоничными. Тогда и цвет их не так бы удивлял. В целом же комплекс торгово-сервисного обслуживания на Новослободской отмечен не только размахом, но и зрелостью проектного и образного решения.Руководитель авторского коллектива М.М.Посохин говорит: «В этом объекте мне удалось добиться того, к чему я стремился. Это абсолютно современное сооружение, но оно должно без каких бы то ни было прямых аналогий закономерно вызывать ассоциации с традиционным русским гостиным двором, может быть, провинциальным, но не дурновкусовым. В этом комплексе я учел и использовал многолетний опыт работы в центре, реализовал стремление к свободе творчества и формированию индивидуального стиля, присущего данной постройке. Я считаю большой творческой удачей (вместе с моими коллегами) красиво прорисованные детали и малые формы. Мне кажется, что комплекс впишется в средовой и художественный контекст места».Остается добавить, что замысел архитекторов реализовали югославские строители.