log.jpg (8882 bytes)

Жилой комплекс на Садовой-Каретной
Е.И.Кораблева, М.А.Мачуговская

Русская линия

 

№ 1 за 2000  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.


Содержание номера:

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
В.И.Ресин
Московское градостроительство: шаг в XXI век

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Н.Н.Никонов
Градостроитель

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
А.В.Орлов
Социальное жилье - муниципальное жилье

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Е.И.Кораблева, М.А.Мачуговская
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
К.Ю.Королевский
Что нам стоит гараж построить?

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Е.А.Семенова-Прозоровская
Будущее Увеселительного сада в Останкино

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
А.П.Сизов, О.Е.Медведева
Земля не товар

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
О.Г.Максимов
К 100-летию со дня рождения А.К.Бурова

ОБРАЗОВАНИЕ
Г.Ю.Орлов
К 250-летию Московской архитектурной школы

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Ю.Н.Грошев
Новостройка на берегу Джамгаровского пруда


 

asm1_19.jpg (11023 bytes)

Одним из главных архитектурных символов Москвы стали во второй половине ХХ века семь сталинских “высоток”, как бы воспроизводящих в масштабах Садового кольца круг кремлевских башен и вносящих силуэтное единство в облик огромного города. Неудивительно, что многие архитекторы, проектирующие высотные здания для Москвы, так или иначе ориентируются именно на них (хотя по нынешним меркам их “высотность” - 25 этажей - весьма относительна).

Это можно сказать и об архитекторах мастерской № 3 АО “Моспроект” во главе с Р.Г.Кананиным, проектировавших жилой комплекс на Садовой-Каретной улице. Кроме всего прочего, они посчитали, что комплекс, заняв пустырь на внешнем радиусе Садового кольца, станет органическим звеном уже существующей цепи “высоток”.
Несколько зданий уже построено. Они составляют лишь небольшую часть будущей огромной системы сооружений, венчать которую должна 40-этажная башня со шпилем, которая, как пишет кандидат архитектуры А.М.Журавлев в журнале “Архитектура и строительство Москвы” (№ 5, 1999 г.), “вполне оправдана” в данной градостроительной ситуации, “поскольку стилистически вписывается в ряд существующих высотных зданий, к которым мы привыкли”. С этим мнением я бы не согласилась, поскольку подобные уже возведенные комплексы явно проигрывают и даже выглядят нелепо в своей претензии составить с существующим высотным ансамблем стилевое единство.Однако в нашем случае речь в значительной степени идет пока только о проекте, который, как сообщили в отделе продаж, неизвестно, будет ли осуществлен. Вернемся к его рассмотрению.
Сошлюсь опять на статью А.М.Журавлева. Минимальная площадь квартир - 106 м2, “...наиболее многочисленны квартиры площадью 250 м2. Квартиры-полуфабрикаты... сдаются в наружных габаритах. Каждый владелец устраивает планировку и отделку интерьеров по своему вкусу”. То есть “начинка” в стоимость квартир не входит. Зато входит отопительная система, сантехническое и электрооборудование, тройные оконные стеклопакеты, подземный гараж, бассейн и охрана территории. Что ж, последнее немаловажно. С учетом охраны сейчас возводят грандиозные жилые комплексы на Зоологической улице, Рубцовской набережной, на Юго-Западе, в Филях... Однако возникает вопрос: возможно ли распродать такое количество квартир по столь дорогой цене? Ведь даже при стабильном, считающемся довольно приличным по нынешним временам заработке около полутора тысяч долларов в месяц вряд ли можно себе позволить купить квартиру, где столько же или даже больше стоит метр квадратной площади. Одна-две 40-этажных высотки способны поглотить население целого района пятиэтажек. Имея в виду количество уже существующих, а тем более планируемых, спросим себя: где взять столько богатых покупателей?

Теперь о другом. Комплекс на Садовой-Каретной, конечно, вызывает у меня ряд положительных эмоций. Но квартиру там я не купила бы - и не только по соображениям стоимости. Здания находятся в центре Москвы. С одной стороны, это плюс, с другой же - вокруг только банки, офисы, дорогие магазины. А где же я буду гулять? Каким воздухом дышать? Рядом нет парка или сквера, зато проходит самая загазованная трасса Москвы.

Может быть, комплекс рассчитан на работников близлежащих банков и офисов? Тогда непонятно, почему квартиры столь огромны и роскошны, а в некоторых даже предусмотрены мастерские. В этом случае логичнее было бы строить добротные, но малогабаритные квартиры на одного-двух человек, где люди будут находиться только вечером и ночью. Причем я вовсе не призываю вернуться к некоему подобию хрущевских пятиэтажек. Здания могут быть столь же красивы, эффектны, но иметь другой социальный адрес. Существующий же комплекс естественнее смотрелся бы где-нибудь в парковой зоне. Дедушкам и бабушкам, а также детям необходима зелень, свежий воздух. Что касается молодых служащих, им Садовое кольцо подходит только из соображений близости к работе. Если в столице удастся сносно решить транспортную проблему, для строительства огромных жилых комплексов в центре Москвы вообще не останется сколько-нибудь веских оснований.
Е.Н.Кораблева, архитектор

До последнего времени жилые дома представляли собой большей частью набившие оскомину многоэтажные коробки. Теперь, глядя на жилой комплекс на Садовой-Каретной, москвичи привыкают к мысли, что жилой дом может иметь изысканный выразительный силуэт, массу стилистических особенностей и “архитектурных излишеств”, изгнанных из жилищного строительства при Н.С.Хрущеве. С архитектурной, профессиональной точки зрения новосел Садового кольца достаточно обстоятельно описан в статье А.М.Журавлева “Жилой комплекс на Садовой-Каретной” (“Архитектура и строительство Москвы, № 5 за 1999 г.). Здесь мне хотелось бы взглянуть на него глазами простого москвича, любящего свой город и небезразличного к тому, что здесь происходит.Еще не видя объекта, зная только, где он расположен, задаешься вопросом: сколь же значительна (в историческом, градостроительном, коммерческом отношении) должна быть территория, на застройку которой был объявлен конкурс, где состязались ведущие архитектурные фирмы и строительные компании, и судьба которого взбудоражила не только архитекторов, инвесторов, но и рядовых жителей столицы? Так или иначе, место должно было повлиять на то, каким получился объект.Типовые многоэтажки пока не ушли из нашей жизни. Строя новое жилье, мы, с одной стороны, пытаемся уйти от них, с другой - все-таки на них опираемся. Есть, конечно, и в зданиях жилого комплекса на Садовой-Каретной что-то от привычных многоэтажек. Однако заметно и влияние соседних монументальных домов прошлых стилей и эпох - то, что как раз обусловлено местом. Влияние этих стилей сказывается на отделке фасадов: карнизы и фронтоны, руст в нижних этажах и замковые камни в арочных проемах, балясины в ограждениях лоджий, башенки, круглые окошки и тому подобное.Стилистические особенности каждой секции побуждают зрительно относить их, если можно так выразиться, к различным климатическим зонам: боковые намного “южнее” центральной, которая благодаря выступающему полукругом эркеру и большой концентрации оконных проемов имеет в очертаниях отчетливую “башенность” - впрочем, без ярко выраженного завершения (таковое предполагается на центральном, самом высоком здании комплекса). Вполне понятно стремление разнообразить наше жилье и соответствующее изобилие стилистических приемов. Отсюда и восемь видов оконных проемов, устроенных в два ряда на четырех этажах. Конечно, сведущий прохожий сравнит этот комплекс с доходным домом Э.Нирнзее, построенном до революции здесь же, на Садовой-Каретной. Того, кто не поленится посчитать, покорят 60 оконных проемов-близнецов, расположенных попарно на шести этажах, то есть по 10 в ряду. Модерн представлен тремя типами оконных проемов.В завершении жилого комплекса, на мой взгляд, отразились черты застройки московского центра, частично уничтоженной в этом районе. На крышах возник целый “городок”, разнообразные формы и объемы которого отсылают нас к различным эпохам истории архитектуры.Москвичи привыкают к новому комплексу. Ответ на второй вопрос - насколько оправдает себя предпринятая попытка радикально разнообразить жилищное строительство Москвы - даст время.
М.А.Мачуговская, архитектор