Архитектура и строительство Москвы

asm1_47.jpg (4527 bytes)

Русская линия

 

№ 1 за 2000  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.


Содержание номера:

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
В.И.Ресин
Московское градостроительство: шаг в XXI век

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Н.Н.Никонов
Градостроитель

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
А.В.Орлов
Социальное жилье - муниципальное жилье

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Е.И.Кораблева, М.А.Мачуговская
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
К.Ю.Королевский
Что нам стоит гараж построить?

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Е.А.Семенова-Прозоровская
Будущее Увеселительного сада в Останкино

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
А.П.Сизов, О.Е.Медведева
Земля не товар

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
О.Г.Максимов
К 100-летию со дня рождения А.К.Бурова

ОБРАЗОВАНИЕ
Г.Ю.Орлов
К 250-летию Московской архитектурной школы

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Ю.Н.Грошев
Новостройка на берегу Джамгаровского пруда

К 250-летию Московской архитектурной школы
Г.Ю.Орлов, профессор, проректор по учебной работе МАрхИ

asm1_45.jpg (5467 bytes)

Когда юбилейный счет оперирует столь крупными величинами - 250 лет, трудно быть бесстрастно-объективным. Речь идет об одной из историй русской культуры - московской архитектурной школе.Она была основана в счастливое царствование Елизаветы Петровны, когда властью оказались востребованы люди типа князя Ухтомского. Времена после “птенцов гнезда Петрова” до “екатерининских орлов” ознаменованы появлением уже взрослых и сильных “птиц”, словно вызванных к жизни словами ломоносовской оды:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от недр чужих.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.

asm1_49.jpg (4542 bytes)

Творческий вечер, посвященный 250-летию Московской архитектурной школы

То была эпоха крупных созидательных личностей. Только тогда и могло появиться такое уникальное явление, как русское барокко...250-летняя история московской архитектурной школы складывается из деяний и судеб тех зодчих, которые свою собственно архитектурную деятельность сочетали с не менее важной и не менее творческой деятельностью педагогической, существенно обогащая методику архитектурного образования.

Таких было очень мало. Тем важнее знать их, помнить о них.Нынешнему поколению преподавателей МАрхИ следует рассматривать юбилей на фоне смены эпох, трансформаций наших жизненных устоев и переоценки ценностей. Конечно, перемены происходят постоянно, и задача вуза - осознавать их и профессионально к ним адаптироваться.

asm1_50.jpg (5619 bytes)

На открытии выставки МАрхИ

Но сегодня перемены столь глубоки и масштабны, что грозят разрушить культурные устои нации. И простой адаптацией здесь уже не обойтись.Основы культуры и интеллигентности закладываются в юности. Сейчас у молодого поколения культура общения, труда, вообще бытовая культура в значительной степени отсутствует. Искусство почти ушло из общеобразовательной школы.

В результате мы получаем “однополушарного человека”. Во время приемных экзаменов приходится наблюдать у абитуриентов резкое преобладание рацио, логики в ущерб художественно-образным формам мышления и творческой интуиции.

asm1_51.jpg (5265 bytes)

Поразительна самоуверенность абитуриентов, которые идут в вуз исключительно за узко профессиональными знаниями, за тем, что “полезно”.В то же время преподавательский корпус стремительно избавляется от иллюзий интеллигентского просветительского мессианства. Культура ведь всегда миссионерствовала.

Теперь это в прошлом. Под натиском утилитарной рыночной, коммерческой стихии из вуза вытесняются социальные, духовные и интеллектуальные ценности. Разнобой в ценностной ориентации преподавателей сказывается на содержании учебных программ. Мы пытаемся угнаться за компьютерной революцией, молимся на Интернет,

asm1_52.jpg (5699 bytes)

но никто из нас не знает, чем придется заниматься через десяток-другой лет.Между тем вуз обязан возмещать то, что недодано каждому человеку в школе, в семье. Только вуз сегодня способен расширить кругозор, воспитать действительно полноценную личность.

asm1_53.jpg (3627 bytes) Полезно было бы прислушаться в этой связи к мысли академика Н.Моисеева: в университетах (к числу коих принадлежит и МАрхИ) следует учить главным образом тому, что не нужно (в практическом смысле): истории и философии, классическому искусству. Тому, что нужно, студенты научатся сами. Сиюминутная выгода и польза не может составлять главного в работе преподавателя

.Еще одна проблема. Узкопрофессиональная направленность и отраслевой характер организации высшего образования в стране (по подобию отраслевой организации народного хозяйства при социализме) привели к тому, что традиционная высокая культура поглядывает свысока на естественно научную, техническую сферу.

Деятели последней, в свою очередь, облегчили себе жизнь, попросту игнорируя гуманитариев вместе со всеми их спекуляциями на духовно-этические темы. Наш вуз демонстрирует чисто статистический подход к делу гуманитаризации архитектурного образования. Мал удельный вес гуманитарных дисциплин?

asm1_54.jpg (5262 bytes)

(Кстати, нет никаких “гуманитарных дисциплин”, есть гуманитарные науки; дисциплины - это как раз из области техники). Что ж, в соответствии с указаниями вышестоящих органов - увеличим! Правильно, конечно, сделали. Но что-то результатов не видно. Их и не может быть. Потому что помимо гуманитаризации, то есть насыщения учебной программы вышеупомянутыми гуманитарными науками, должна осуществляться гуманизация образования, которая означает: мерить все единой - человеческой мерой.

asm1_55.jpg (5203 bytes) Такой характер обучения (не важно, чему именно) поможет студенту обрести нравственные ориентиры и полноценно, насыщенно существовать в динамичном, постоянно меняющемся мире. Именно гуманизация программы может противодействовать прагматической коммерциализации вуза, сдержать дальнейшее нарастание социальной дифференциации

.Поскольку на наступление некоего благополучия в ближайшем будущем остается лишь надеяться, существенным представляется “прагматический” аспект предстоящего торжества. Юбилеи, время от времени сотрясающие наш институт, обыкновенно имеют следствием, помимо всего прочего, концентрацию тощего потока приходящихся на долю высшего образования бюджетных средств на жизненно важных, “болевых” направлениях. Вдруг и в этот раз удастся нечто подобное? Ведь иного способа обратить на себя внимание практически нет.

Впрочем, от праздных мечтаний следует вернуться к конкретным задачам архитектурного образования. Я позволю себе в координатах глобальной стратегии российского высшего образования рассмотреть три главных ее аспекта применительно к нашим особенностям.Первый аспект - бесплатность и массовость. asm1_46.jpg (6985 bytes)

Во время дискуссии по вопросам высшего образования, проведенной в прошлом году журналом “Вопросы философии”, была сформулирована мысль, что “система бесплатного образования соответствует пониманию справедливости в нашей культурной традиции, обепечивая равные стартовые возможности получения знаний молодому поколению”. Из личных дел абитуриентов, поступающих в МАрхИ, видно: детей коммерсантов и предпринимателей среди них - единицы.

asm1_48.jpg (6219 bytes) В основном поступают дети нашего же брата архитекторов, художников - людей хоть и разных, но в целом трудно добывающих себе средства на жизнь. И 75 процентов обучающихся за счет федерального бюджета, обеспеченных дифференцированной в соответствии с академической успеваемостью стипендией - это наше завоевание на общем хапужном фоне.

Но даже для них учеба обходится очень дорого: приобретение чертежных принадлежностей, карандашей и красок, бумаги и подрамников - тяжелое бремя для любого семейного бюджета. О компьютерах я уж не говорю.Другое дело - то, что, по чиновничьей терминологии, называется дополнительным образованием: довузовское (дневные и вечерние подготовительные курсы), экстернат, послевузовское. Оно платное и считается, если можно так выразиться, нашей предпринимательской деятельностью. Здесь еще и один из ресурсов повышения социальной защиты наших преподавателей, поскольку львиная доля полученных средств идет на зарплату.

Второй аспект - взаимодействие культур, взаимодействие искусств. Мы ни в коем случае не должны замыкаться в чисто цеховых рамках, доходить до профессионального изоляционизма. Хорошо бы почаще вспоминать рационального и практичного Витрувия, у которого в перечне знаний, необходимых архитектору, были и музыка, и медицина, и право, и астрономия.

asm1_56.jpg (6103 bytes)

В настоящее время во всех странах Европы по инициативе Французской академии наук и Национальной академии США создается сеть университетских кафедр ЮНЕСКО. Цель - распространение нового подхода к принятию решений, который сочетал бы возможности экономики, технологии, естественных и общественных наук. Такая стратегия призывает архитекторов снова, после провозглашенного лет 20 тому назад кризиса их социальной роли и ответственности, опять стать координаторами социально-экономического, экологического и технологического развития, посредниками в вечно напряженных отношениях между культурой и цивилизацией. Может быть, в этом и будет заключаться особая миссия архитектуры в XXI веке. То, что мы называем цивилизацией - техника, естествознание, экономика, - не может больше существовать в отрыве от гуманитарных ценностей. Культура должна распространиться на всю совокупность человеческой деятельности.Культуру, традицию следует сегодня положить в основу оценки всех вновь возводимых архитектурных сооружений. Я не могу найти ничего лучшего в поддержку этой мысли, чем цитата из статьи преподавателя кафедры истории искусств и архитектуры МАрхИ Натальи Олеговны Душкиной: “Архитектору-практику, работающему в современном городе, следует пожелать сменить амбициозность своей позиции на подчиненность условиям, диктуемым исторической средой. Он должен осознать скромность своей роли, действуя на авансцене великого города на исходе ХХ века, что требует высокой внутренней и профессиональной культуры. Как правило, эти качества приобретаются путем длительного воспитания, в том числе, в архитектурной школе, где понимание сути наследия и связанных с ним ценностей, интерполируемых в профессию, должно стать уделом не только будущих реставраторов и историков, но и студентов архитектурных специальностей. Формируется нравственная основа, тот этический стержень, который скрепляет между собой пространственно-временные срезы окружающего нас материального мира”.Образование по праву является главным каналом интеграции европейских культур. Рефлексивное отношение к собственным ценностям позволяет нам полнее осознавать их частью европейской культуры. Поэтому мы в стенах нашего вуза будем и впредь вести интенсивный обмен выставками, конкурсами, семинарами с коллегами из стран Европы и всего мира. К ставшим уже традиционными творческим связям с венгерским, немецким, итальянским, шведским культурными центрами при посольствах этих стран в Москве в 1999 году прибавились связи с культурными центрами Японии и Австрии. Остается только пожелать, чтобы все это находило достойное отражение в наших институтских ежегодниках, других органах архитектурной прессы.И, наконец, третий аспект - интеграция образования и научных исследований. На Западе, как известно, фундаментальная наука развивается преимущественно в университетах. Мы с нашим бездумным копированием западных образцов забыли свою традицию, в которой главную роль в развитии как науки, так и образования всегда играли академии. В недрах Российской Академии наук возник МГУ, на базе Академии наук СССР - знаменитый Физтех. Шесть гуманитарных институтов РАН породили Госуниверситет гуманитарных наук. И в этой связи невозможно переоценить событие, которое произошло весной этого года: я говорю об избрании нашего ректора - Александра Петровича Кудрявцева - Президентом Российской Академии архитектуры и строительных наук. Мы имеем шанс привлечь невостребованные научные силы МАрхИ к решению актуальнейших задач. Новая интегрирующая роль А.П.Кудрявцева в качестве президента двух академий - РААСН и МАрхИ - будет заключаться в том, чтобы побуждать обремененную степенями подавляющую часть преподавательского корпуса МАрхИ постоянно отстаивать право на преподавание своим научным и творческим трудом.На пороге 250-летия московской архитектурной школы мы пожинаем первые плоды свободы: читай и смотри что хочешь, учись чему хочешь и у кого хочешь. Педагогическое творчество - особенно в области архитектуры, которая не делится на части и остается синтезом культуры и цивилизации, - все более заявляет о себе как дело гуманитарное. Все без исключения, что преподается в МАрхИ, следует подавать как историю многочисленных умений и ухищрений строить из металла и из дерева небоскреб и маленький дачный домик, крытый стадион и автобусную остановку. Смыслом учебного процесса должно стать воспитание человека. Сейчас “научить” и “воспитать” - два разных понятия. Образованию как education (научению) необходимо их исконное единство.Выучить на архитектора, так же как выучить на поэта, на философа, - невозможно. Но раскрыть перед человеком бытие во всем богатстве и разнообразии, развернуть историю жизни и творчества мастеров прошлого и настоящего, ввести в мир архитектуры - сложный, противоречивый, трудный, прекрасный, - такому делу стоит послужить.