Уральская школа архитектуры и искусства

А. А. Стариков, ректор УГАХА, член-корреспондент РААСН

Русская линия

№ 4 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

В. А. Соловьев, архитектор
На старой Покровке

Артур Скижали - Вейс, архитектор-фантаст
Жанр "Архитектурной фантастики"

М. Е. Маевская, архитектор
Дома Особого Назначения - новое лицо Москвы?

С. Б. Мержанов
Москва в истории архитектуры Приенисейской Сибири

Н. Г. Григорьев
"Громов, Пальцев и Ко"

Беседа кандидата архитектуры К. М. Савкина с доктором архитектуры, генеральным директором МНИИП "Моспроект-4" А. В. Боковым:
Пространство квадрата

А. А. Стариков, ректор УГАХА, член-корреспондент РААСН
Уральская школа архитектуры и искусства

Г. Г. Еолян, архитектор
Еще один резерв жилищного строительства


В 2007 году исполнится 60 лет высшему архитектурному образованию на Урале и 40 лет Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Это еще одна веха творческого пути известного в России и за ее пределами высшего учебного заведения, являющегося сегодня одним из ведущих вузов данного профиля.

Успехи Академии прежде всего связаны с ее замечательной историей, именами ученых, зодчих и педагогов, которые посвятили свою жизнь уральской школе архитектуры и искусства. Благодаря им она сегодня по праву вступила в полосу научной и творческой зрелости. Однако история эта намного больше и глубже, чем кажется на первый взгляд и, конечно, насчитывает не 60 лет, а почти два столетия.

Архитектурные школы, как сложное явление творческой профессии, не могут создаваться на пустом месте. Им нужна питательная среда, овеществленная в камне, исторические традиции, научная и методическая основа, мастера-зодчие и педагоги, реальные потребности в специалистах архитектурно-строительной практики, а также особая аура творчества, которая не создается административным путем. И только определенная совокупность всего этого может дать новое качество школе.

Говоря об исторических предпосылках возникновения второй ведущей в России (после московской) архитектурной школы в далекой провинции, на стыке Европы и Азии, в сердце уральского края, мы должны, наверное, вспомнить начало XIX века, когда был принят уникальный в истории мировой культуры опыт организации в крупнейшем индустриальном регионе России целого института профессиональных зодчих, получивших в Санкт-Петербурге образование европейского уровня. Более 50 архитекторов создавали на Урале уникальные промышленно-селитебные ансамбли, поражавшие воображение современников масштабом, целостностью, высокими формами русского классицизма. Именно здесь возникли первые в истории индустриальные города, предвосхитившие мировой опыт индустриального градостроительства XX века, а также блестяще развившие романтические концепции французского классицизма в диком таежном крае. На смеси крови, пороха, железа и европейского блеска замешана архитектурно-градостроительная культура Урала XVIII-XX веков.

Сейчас уместно вспомнить имена архитекторов первой волны: М. П. Малахов - автор классической застройки Екатеринбурга, С. Е. Дудин (ученик А. Н. Воронихина) - в Ижевске, И. И. Свиязев - в Перми и Златоусте, А. З. Комаров - в Нижнем Тагиле, Ф. А. Тележников - в Златоусте и другие. Их труд был положен в фундамент уральской школы зодчества и промышленного искусства.

Вторая историческая волна взлета уральского зодчества связана с эпохой индустриализации СССР, когда Урал опять становится главной базой, а Свердловск - столицей огромной Уральской области. Здесь работает элита советского архитектурного авангарда, создавшая основы современной архитектуры ХХ века. Среди них идеологи конструктивизма: Я. А. Корнфельд, М. Я. Гинзбург, братья Веснины, А. Ф. Фридман, их уральские сподвижники В. А. Соколов, С. В. Домбровский, М. В. Рейшер, Г. А. Голубев, П. И. Антонов, Г. П. Валенков... Благодаря им только в Екатеринбурге коллекция наследия конструктивизма насчитывает более 140 зданий и является самой крупной в мире. Такие ансамбли, как "Городок чекистов", спорткомплекс "Динамо", дома-коммуны по улице Ленина, 52-54, Малышева, 21, здание клуба строителей (ныне киностудия), уникальная Белая башня на Уралмаше, вписаны в историю современной архитектуры ХХ столетия. Эта когорта "великих" вошла в то поколение зодчих, которое составило костяк профессорско-преподавательского корпуса организованной в Уральском индустриальном институте в 1947 году специальности "Архитектура".

Здесь следует отметить профессора и первого заведующего выпускающей архитектурной кафедры К. Т. Бабыкина - блестящего гражданского инженера и зодчего, подарившего Екатеринбургу такие шедевры, как здания Управления Свердловской железной дороги, Оперного театра, ансамбля Политехнического института, Делового клуба.

Неоценим вклад первого ректора Уральского филиала МАрхИ (1967-1972), а позже Свердловского архитектурного института (с 1972 по 1982 годы) профессора, доктора архитектуры, народного архитектора СССР Н. С. Алферова. Ему удалось не только заложить фундаментальные основы нового специализированного архитектурного вуза на Урале, но и сформировать творческий коллектив педагогов-единомышленников, выделить новые научные направления, обеспечить материальное сопровождение учебно-исследовательской и творческой работы.

Определяя лицо будущего архитектурного вуза, Н. С. Алферов очень четко обозначил вектор его творческой направленности и миссию, тесно связанную с фундаментальными основами архитектурного образования, потребностями и историческим опытом региональной практики. Этот опыт им был глубоко изучен и обобщен в ряде монографий по Уральскому зодчеству XIX - начала ХХ веков. Взяв за основу модель и методические основы подготовки специалистов в МАрхИ, он ввел существенный региональный компонент, связанный с индустриальными потребностями края.

Учитывая специфику архитектурного процесса в СССР в 1960-1970-е годы, ближайший сподвижник Алферова профессор А. Э. Коротковский стал использовать в учебном процессе новейший опыт зарубежной архитектурной практики. Интеграция мирового, национального и регионального опыта до сих пор определяет своеобразие Уральской архитектурной школы.

Комплексный подход к формированию среды высокоурбанизированного индустриального региона России потребовал не только специализированной подготовки архитекторов, но и открытия новых специальностей, связанных с промышленной средой и промышленным искусством. В 1968 году появляется специальность "Промышленное искусство", трансформированная позже в "Дизайн архитектурной среды" и "Промышленный дизайн". Уже тогда профессором А. Э. Коротковским была реализована концепция трехуровневой подготовки архитекторов и дизайнеровследуя гипотезе В. Гроппиуса.

Формировались новые научно-педагогические школы: истории региональной архитектуры (Н. С. Алферов), архитектурной композиции и семиотики (А. Э. Коротковский), архитектурной регионалистики (Б. М. Давидсон, Г. С. Заикин), индустриального дизайна (Ю. А. Владимирский), архитектурной экологии (В. А. Блинов), архитектурного ландшафта (В. Г. Десятов), архитектурной и дизайнерской пропедевтики (А. Э. Коротковский, И. В. Щепкин).

Эпоха социально-экономических реформ 1990-х годов, несмотря на системный экономический кризис, в целом благоприятно сказалась на развитии архитектуры, дизайна и соответствующего образования. С уходом директивной экономики активно развивалась практика, оказывающая доминирующее воздействие на архитектурную теорию и образование. Открылись новые региональные архитектурно-художественные вузы в Ростове и Новосибирске, архитектурные факультеты и специальности в других регионах России. Эти условия позволили нам сформировать концепцию и полную структуру регионального архитектурно-художественного вуза.

Развивая заложенные основы, в качестве первой была взята за основу историческая идея ВХУТЕМАСА о комплексной подготовке архитекторов, дизайнеров и художников на единой пропедевтической базе, на основе многоуровневого построения учебного процесса, последовательного углубления специализации, максимально отвечающей потребностям реальной практики на завершающих ступенях обучения. Была полностью реализована система непрерывного профессионального образования: от довузовского обучения, начального (техник), базового (бакалавр) - до полного (магистр, специалист) и поствузовского образования (переквалификация, аспирантура, докторантура).

Дополняя структуру подготовки, появились специальности монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, искусства интерьера, компьютерной анимации и графики, квалификации дизайна интерьера, графического дизайна, рекламы, экономики градостроительства и архитектурной информатики.

В региональную структуру Академии входят филиалы: институты дизайна в Тюмени и Ханты-Мансийске, Архитектурный институт в Нижнем Тагиле, территориально обособленные Институт урбанистики и Институт изобразительного искусства. Активно развивались услуги дополнительного образования. В орбиту факультета довузовской подготовки входит свыше 40 образовательных учреждений среднего образования: школы с профильными классами, детские художественные школы, студии, техникумы. Факультет повышения квалификации реализует новые образовательные программы переквалификации и повышения профессионального мастерства, в том числе соотнесенные с зарубежными университетами.

Появились новые структурные подразделения, делающие вуз вузом: специализированный Совет по защите диссертаций, издательство "Архитектон", межвузовский электронный журнал по архитектуре и дизайну, музейно-выставочный и спортивный комплексы. Объем внебюджетных творческих, научных, образовательных услуг превысил бюджетную составляющую, обеспечивая экономическую и кадровую устойчивость вуза. Все это позволило институту получить статус академии и гарантии автономии и самостоятельности.

Академия оказывает большое влияние на развитие архитектурного и художественного образования, входит в тройку лидеров по рейтингу Министерства образования и науки. Ее методический опыт становится достоянием многих других архитектурных школ, внимательно изучается и во многом используется.

Таким образом, в настоящее время Уральская академия превратилась в мощный комплекс непрерывного архитектурно-художественного образования, выполняя ведущую роль в развитии науки, культуры, архитектуры и искусства в регионе и являясь опорой Уральского регионального отделения РААСН, Союза архитекторов, дизайнеров и художников России.

Очередная концепция модернизации науки и образования России, принятая в конце минувшего года, может внести существенные коррективы в дальнейшее развитие архитектурного образования страны. Особая угроза - лишение архитектурной науки (как нефундаментальной) государственной поддержки. Ясно, что эта мера будет крайне несвоевременной, тем более что общество сейчас нуждается в новых взглядах теории на архитектурный процесс, архитектурное образование и архитектурную практику.

Вышесказанное требует объединения усилий вузов, творческих союзов, Российской академии архитектуры и строительных наук в выработке новой концепции архитектурного и художественного образования, адекватно отвечающей новым вызовам времени.

8a.jpg (25237 bytes)

Золушка. Детская художественная студия "Баклан". Приз: "Хрустальный Дедал"

8b.jpg (14983 bytes)

ARC. Дипломный проект бакалавра архитектуры А. Б. Можчиль
Руководители: профессора А. А. Барабанов, Т. А. Елисеева, В. М. Поздникин,
Диплом I степени Международного конкурса в Минске. 2003 год

8c.jpg (20372 bytes)

Фотопостер графической культуры Японии. Дипломный проект бакалавра Н. Г. Кошевец
Руководитель: Л. И. Левицкая
Диплом I степени Международного конкурса в Минске. 2002 год

8d.jpg (30900 bytes)

Многофункциональный общегородской культурно-развлекательный комплекс в структуре делового центра Екатеринбург-Сити. Дипломный проект Т. Н. Абдуллаева
Руководители: профессора С. А. Дектерёв, А. В. Меренков, доцент М. Г. Безирганов
Золотой диплом фестиваля "Зодчество-2003"

8e.jpg (21517 bytes)

Новый аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге. Дипломный проект В. В. Трениной
Руководители: доцент В. Б. Яковлев, профессор В. И. Кабаков
Диплом I степени Международного конкурса в Волгограде. 2004 год

8f.jpg (25563 bytes)

Реконструкция церкви Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца во Флоренции. Дипломный проект А. В. Трегубова
Руководитель: профессор А. В. Долгов
Диплом I степени Международного конкурса в Волгограде. 2004 год

8g.jpg (27925 bytes)

Большой Евразийский университет. Дипломный проект О. Нохриной
Руководители: профессора В. А. Колясников, А. В. Лемегов, Ю. Н. Потапов

8h.jpg (24208 bytes)
Центр экстрим-культуры. Дипломный проект Е. Ю. Болговой
Руководитель: доцент Ю. М. Савин
Диплом I степени Международного конкурса в Минске. 2002 год

8i.jpg (20052 bytes)

Адам и Ева. Гобелен. Доцент О. Л. Орлова