Свет памяти

"Архитектура - это состояние духа"
А. М. Младковская

Русская линия

№ 1 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Владимир Ресин:
«Это только начало пути...»

Р. П. Алдонина, заслуженный архитектор РФ
Школа XXI века

Ф. А. Петров, доктор исторических наук
Татьяна Федоровна Саваренская

М. С. Мягков, кандидат технических наук, начальник отделения экологического моделирования НИиПИ экологии города
Прогноз погоды для небоскребов

Интервью первого заместителя главного архитектора Москвы, директора ГУП МНИИТЭП академика архитектуры Ю. П. Григорьева
«Мы не квадратные метры возводим, а формируем облик города...»

В. А. Соловьев
Ходынка

Ю. Р. Л. Коган, руководитель отделения "Академическое" корпорации "ИНКОМ-недвижимость"
Юго-Запад Москвы: округ равных возможностей

А. М. Младковская
"Архитектура - это состояние духа"

Художник Игорь Ревенко: поэзия русской усадьбы

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ


Константин Тихонович Топуридзе - архитектор, художник, реставратор, историк, исследователь, педагог и литератор. По свидетельству современников, диапазон его личности был удивительно широк, при этом в каждом деле он был высоким специалистом.Константин Тихонович Топуридзе
Для него не существовало "неинтересной" архитектурной работы: он одинаково успешно решал крупномасштабные задачи и занимался малыми формами. Фонтаны и мосты, жилые и промышленные здания, реставрация исторических памятников и поиск градостроительной системы расселения будущего - только небольшая часть творческого наследия мастера. Его разносторонность проявлялась и в руководстве крупными коллективами, и в непосредственном участии в процессе строительства, и в активной общественной деятельности.

Из книги Рины Зеленой "Разрозненные страницы"
"Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить.
Сто лет назад, когда еще не было войны, на одном приеме в Академии архитектуры (таковая существовала со времен Екатерины II до 1956 года, когда ее закрыли и присоединили архитектуру, как досадную деталь, к Министерству строительства), так вот, когда Академия существовала и там бывали и встречи, и приемы, и юбилеи, как полагается, я была приглашена, вернее, архитектор Константин Тихонович Топуридзе был приглашен со своей женой на прием. И я явилась. А там, разумеется, были все академики: и Щуко, и Щусев, и Грабарь.
Потом Игорь Эммануилович (И. Э. Грабарь. - Ред.) сказал, что он рад, что К.Т.Т. (Константин Тихонович Топуридзе. - Ред.) работает у него...
- Когда я зову старейших на совещание, я всегда приглашаю К.Т.Т. Он настоящий энциклопедист.
К.Т.Т. было тогда тридцать два года... И многие друзья, не найдя чего-нибудь нужного им в энциклопедии, советовали друг другу:
- А вы позвоните К.Т.Т. Если уж он не знает, никто вам не ответит".

Выбор жизненного пути Константина Тихоновича был определен атмосферой его семьи - высокой культуры и сопричастности к искусству. Его личность сформировалась под влиянием друзей дома - Бруни, Бенуа, Лансере, А. Н. Толстого... Такое окружение способствовало раннему накоплению художественных впечатлений и знаний, развитию таланта и серьезного отношения к выбранному делу. И в Академии художеств, куда он поступил на Архитектурный факультет в 1921 году, у него были блестящие педагоги - академики В. А. Щуко и И. А. Фомин. В 1928 году Топуридзе окончил Академию и начал работать под руководством этих мастеров; свой первый авторский проект он выпустил в 1925 году, еще будучи студентом Академии.
Из наиболее значительных работ довоенного периода в Ленинграде - "жилищный массив" для рабочих завода "Красный треугольник" на Обводном канале и комплекс Детского комбината. В эти же годы построены Клуб кожевников, многоэтажный жилой дом для рабочих "Тарза", клуб Спиртоводочного завода, ряд объектов здравоохранения, проведена реконструкция и отделка интерьеров Ленинградского дома Советских писателей, осуществлена надстройка жилого дома на улице Чайковского. С 1929 по 1939 год К.Т.Т. проектировал крупные промышленные сооружения - электростанцию в Пскове, фабрику "Вискоза" в Ленинграде.

8b.jpg (10003 bytes)

В 1933 году он - один из организаторов Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР, позднее работал в секциях МОСА. В 1934-м Ленинградский СА утверждает его шефом над памятниками Смольного монастыря. Параллельно он ведет серьезную научную работу и готовит к публикации монографию "Русский итальянец - обер-архитектор граф Варфоломей Растрелли".
Топуридзе успешно участвует в архитектурных конкурсах: в 1933 году - первая премия за проект здания Академии имени Кирова в Ленинграде, в 1935-1936 годах - первая премия за эскизный проект планировки и реконструкции Ленинграда, получивший затем свое развитие.
С 1936 года К.Т.Т. занимался проектом Всесоюзного института Бактериофага в Тбилиси. После завершения этой работы переехал в Москву и поступил во 2-ю архитектурную мастерскую Наркомздрава РСФСР, которой руководил архитектор Андрэ Люрса. После отъезда Люрса на родину и ликвидации мастерской К.Т.Т. пришел в "Гормостпроект", где включился в работу над планом реконструкции бассейна Яузы; по его проектам были сооружены Госпитальный, Лефортовский и Костомаровский мосты.
Он проводил реконструкцию интерьеров старого здания Центрального театра кукол и в других общественных сооружениях Москвы. С 1939 году занимался редакторской деятельностью в издательстве Академии архитектуры СССР и одновременно, работая в проектном отделе Всесоюзного института экспериментальной медицины имени А. М. Горького, участвовал в проектировании комплекса клиники ВИЭМ в Серебряном Бору. В 1940 году на закрытом конкурсе его проект многоэтажного комплекса был отмечен первой премией и принят к осуществлению. За разработкой технической части этого проекта его застала война.
Во время войны К. Т. Топуридзе - в Комиссии по охране памятников Комитета по делам искусств при СНК СССР, где он трудится под руководством академика И. Э. Грабаря и профессора Д. П. Сухова. В прифронтовой зоне определяет ущерб, нанесенный памятникам культуры. Подробные исследования исторических памятников Торжка и Старицы стали серьезным подспорьем для их реставрации. По его проекту и под его руководством в 1945 году возрождена усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна".
Константин Тихонович участвовал в составлении списков поврежденных и разрушенных памятников истории и культуры Москвы, Ленинграда и пригородов обеих столиц; вел исследования ансамблей Гатчины и Таврического дворца в Ленинграде; изучал творчество архитектора И. Е Старова. Таврическим дворцом К.Т.Т. занимался еще до войны и к 1941 году написал книгу "Таврический дворец архитектора И. Е. Старова".

Проект реставрации памятника архитектуры – Погодинской избы. 1966 год

Рина Зеленая
"Бомба упала через дорогу, попав в типографию Академии архитектуры... Это были для москвичей первые страшные бомбежки.
Солдаты были в шлемах, а дружинникам шлемов не полагалось. Я сказала К.Т.Т., когда он мчался на дежурство:
- Слушай, ты надень хоть кастрюлю, а то пробьет тебе голову осколком!
Он ответил:
- Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове! - И ушел.
Та бомба, которая упала на типографию Академии архитектуры, уничтожила книгу К.Т.Т. "Таврический дворец архитектора И. Е. Старова". Погибли бесценные фотографии интерьеров Дворца начала века, уникальные, неповторимые... Потом К.Т.Т. работал над книгами "Архитектура ХХ века. Ле Корбюзье" и "Новые города Пьера Мерлена".

Много сил К.Т.Т. отдал восстановлению мемориального комплекса на Бородинском поле. В послевоенной Москве занимался реставрацией пострадавших памятников - Манежа, Института имени Склифосовского, музея Л. Н. Толстого на Кропоткинской улице, домов Дениса Давыдова и Ягужинского, ограды и главного входа в Александровский сад и т.д.

Рина Зеленая
"Однажды во время войны, перед самым налетом, мы с К.Т.Т. сидели в ожидании сигнала тревоги и читали, я - Козьму Пруткова, он - томик Дениса Давыдова. Вдруг К.Т.Т. вскочил и закричал:
- Наконец-то я нашел этот дом! - на Кропоткинской, против каланчи! - и прочитал "Челобитную Башилова" поэта Д. Давыдова:

Сохрани меня, отец,
От соседства шумной тучи,
Полицейской саранчи.
И торчащей каланчи,
И пожарных труб и крючий!

Вскоре он пришел во Фрунзенский райисполком к будущему министру [культуры] Е. А. Фурцевой (тогда она была инспектором райисполкома), объяснил ей положение и убедил разместить в этом доме райком, произведя реставрацию. Сам К.Т.Т. тут же начал работать над проектом реставрации и довел ее до конца.
А вот что произошло на Погодинской улице. К.Т.Т. нашел там знаменитую Погодинскую избу. М. Погодин, литератор-публицист, академик, писатель, издатель "Московского вестника" пушкинских времен, в 1796 году поставил в Москве эталон русской избы по проекту известного архитектора. В 60-х годах нашего (ХХ. - Ред.) столетия от избы осталось очень немного, и судьба ее была решена: бульдозеры готовы были снести ее.
Не знаю, какую силу души надо было противопоставить, чтобы остановить исполнение принятого, утвержденного и подписанного решения, но К.Т.Т. добился его отмены".

Новая Лужнецкая набережная. Центральный сход к реке Москве и партер

В возрождении архитектурного ансамбля Московского Кремля - весомый вклад К. Т. Топуридзе. В 1955 году по его проекту и под его руководством проводилось замощение Соборной площади, раскрытие арки под храмом Двенадцати апостолов и устройство гранитных лестниц-сходов. Параллельно с реставрацией и исследованием исторических объектов Константин Тихонович принимает участие в восстановлении и благоустройстве столицы. С 1946 году в Архитекутурно-планировочном управлении Москвы, в мастерской Внешнего оформления города, он занимается разработкой типовых проектов павильонов, оград, фонтанов и других элементов садово-паркового искусства. По его проектам проведена реконструкция нескольких московских бульваров, выполнен вход на Сретенский бульвар со стороны Тургеневской площади и вход на Чистопрудный бульвар.
В 1948-1954 годах к обновлению ансамбля ВСХВ (ВДНХ) были привлечены самые выдающиеся архитектурно-художественные кадры страны, в том числе и К. Т. Топуридзе. Используя классический опыт построения парадного пространства, для реконструкции центральной площади старой экспозиции он предложил разместить на пересечении главных композиционных осей центральный декоративный фонтан. Этот фонтан - "Дружба народов" - должен был стать одним из основных символов Выставки, а стал символом, олицетворяющим народную мечту об изобилии и мире.
Фонтаны, созданные К. Т. Топуридзе ("Дружба народов", "Каменный цветок" и "Золотой колос"), стали подлинным украшением ВДНХ. В процессе работы над ними применялись классические методы отделки и новейшие, экспериментальные технологии. Была задумана специальная программа движения водяных струй (музыку для нее написал Дмитрий Шостакович), которая должна была стать первым в стране светоцветомузыкальным представлением. Сомасштабность окружающему пространству, внутренняя пропорциональность, сочетание динамичной пластики воды с декоративным и скульптурным оформлением создают пафосный образ, которого требовала эпоха.
Кроме фонтанов для ВДНХ, по проектам К. Т. Топуридзе были построены павильоны "Садоводство" и "Пчеловодство", фирменные торговые киоски (проект павильона "Картофель" остался неосуществленным).
Следующей работой К.Т.Т. стало участие в проектировании и строительстве комплекса стадиона в Лужниках, где им были выполнены парадные гранитные набережные Москвы-реки со сходами и трибунами и фонтан в парке стадиона.
Более двадцати лет К. Т. Топуридзе занимался зданием московского Дома кино на Васильевской улице. Еще в 1944 году им был выполнен эскизный проект реконструкции Дома с пристройкой нового зала и сооружением сада, затем - еще один проект, а также жилой дом для кинематографистов на прилегающей территории. С 1962 года в составе авторского коллектива он участвует в проектировании и строительстве нового Дома кино, который открылся в 1965 году. К тому же периоду относятся реконструкция и отделка кинотеатра "Фитиль", интерьеры Центрального дома кино на улице Воровского и Московского дома кино на Васильевской, Клуба текстильного комбината имени Свердлова в Москве и клуба "Красный Профинтерн" в Карабанове.

Ограда и запасные ворота

Выполнен целый ряд значительных планировочных работ, в их числе проекты реконструкции существующих жилых кварталов Сретенки, комплексного благоустройства, реконструкции и архитектурно-художественного оформления магистралей от Красной площади до ВДНХ, включенный в Генплан столицы. Плодотворно сотрудничая с мастерской, руководимой Е. Н. Стамо (№ 1, "Моспроект-1"), К.Т.Т. принимал авторское участие в работе над проектами детальной планировки района Потылихи и Плющихи, Мосфильмовской улицы и Мичуринского проспекта; занимался районом Бутырского хутора, проект которого стал одним из примеров грамотного использования свободной планировки. Конкурсный проект 1968 года реконструкции Пушкинской площади и прилегающих к ней участков бульвара от Никитских до Петровских ворот (в составе авторского коллектива) был отмечен поощрительной премией "за бережное отношение к историческому наследию, стремление сохранить пушкинскую среду и дисциплинированность в трактовке объемно-пространственного решения".
Константин Тихонович много работал в области монументального искусства, часто совместно с братом, известным грузинским скульптором В. Б. Топуридзе. В 1958 году для международного конкурса в соавторстве с братом и сыном, молодым архитектором Р. К. Топуридзе, Константин Тихонович проектирует монумент защитникам Варшавы. Мощный образ, стремительная динамика скульптуры была великолепно акцентирована архитектурно-пространственным решением всей площади.
В 1967 году вместе с В. Б. Топуридзе создан памятник Ленину перед заводом его имени в Москве. Этот монумент отличают строгость и спокойствие, художественный такт и лаконизм, отсутствие ложного пафоса. Кстати, это один из немногих памятников деятелям революции, уцелевший в начале 1990-х годов.
С 1957 года в течение 11 лет К. Т. Топуридзе возглавлял отдел районного архитектора Дзержинского, а затем Ленинского района Москвы, -это территория от Кремля до Внукова. С 1968 года был заместителем директора по научной части НИиПИ Генплана. И на этих высоких должностях Константин Тихонович, ленинградец по воспитанию и образованию, постоянно ощущал себя ответственным за судьбу Москвы, стремился всеми силами служить ее интересам. Это сегодня, когда многое уже утрачено навсегда, в обществе стали понимать, что, лишаясь исторической застройки, столица теряет свой неповторимый облик. А тогда, в 1950 -1970-е годы, только самоотверженное служение можно было противопоставить безграмотности, равнодушию, произволу и разрушительной силе времени. К.Т.Т. был заместителем академика В. А. Павлова по работе в ВООПиК. Вместе они бились за каждый дом, представляющий культурную ценность. Далеко не все, к сожалению, удавалось спасти.
В 2004 года ансамбль памятников Новодевичьего монастыря был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в тех же 1960-х над ансамблем нависла реальная угроза - под строительство дома для высокопоставленных чиновников ЦК собирались засыпать пруды монастыря, в водном зеркале которых отражаются его стены, башни и купола. По рассказам очевидцев, на совещании в присутствии Брежнева Константин Тихонович резко заявил, что поступать так аморально, что это преступление перед историей, а затем вышел, хлопнув дверью. Оставшиеся настороженно ждали реакции Брежнева, но на последнего подобная горячность произвела сильное впечатление: "Этот парень знает и любит свое дело, к нему надо прислушаться", - вынес решение генсек.
Один из основателей ВООПиК, К.Т.Т. был заместителем председателя Совета Общества и председателем секции градостроительства и искусства московского отделения, членом научно-методического совета Министертва культуры СССР. Секция под руководством К. Т. Топуридзе на рубеже 1960-1970-х годов занималась сохранением Даниловского и Новоспасского монастырей, Крутицкого подворья, комплекса Донского монастыря, памятников Зарядья, парков Кусково, Царицыно, Коломенское, Кузьминки, сохранением памятников архитектуры XIX-XX веков.
По свидетельству современников, Константин Тихонович превосходно знал и понимал Москву, помнил историю каждого здания досконально - когда построено, кем, какие материалы использовались, как выглядели интерьеры. Если здание неоднократно перестраивалось, он знал, что было до переделки, как это отразилось на художественном качестве сооружения и что нужно сделать, чтобы спасти старинную постройку. Умея разглядеть сквозь вековые напластования драгоценные фрагменты старой застройки, он воссоздавал ее первоначальный облик, органично включая затем в новые ансамбли. Одновременно он добивался, чтобы новые постройки были созвучны исторической среде, московскому образу.
Прирожденный "градоустроитель", он тонко чувствовал связи истории и современности. Отдавая дань уважения прошлому, ставил задачи на будущее - рассматривал проблему роста города во взаимосвязи социально-экономических, демографических и архитектурно-пространственных аспектов, искал систему, способную объединить потребности развития современного города и сохранения его культурного наследия. Под его руководством было разработано проектное предложение по созданию единой градостроительной системы городов и сельских местностей на оси Москва - Ленинград, обеспечивающей комплексное транспортно-планировочное и хозяйственно-экономическое развитие главного региона страны. Опираясь на градостроительные концепции 1930-х годов и зарубежный опыт своего времени, авторы, предвидя кризисную ситуацию, в которой обе столицы окажутся уже три десятилетия спустя, старались найти способы ее разрешения. Они предложить новую пространственную структуру расселения, достаточно гибкую и динамичную. Проект не получил должного внимания, но почему бы не вспомнить о нем сегодня, когда Москва задыхается от переизбытка столичных функций, транспортных перегрузок и т. д.
Надо заметить, что список нереализованных работ К. Т. Топуридзе велик, хотя целый ряд его предложений и на сегодняшний день не утратил актуальность. Например, еще в середине 1950-х годов он начал заниматься реставрацией Гостиного двора и предложил переосмыслить функциональное назначение этого объекта. Уже в 1960-е годы была предпринята еще одна попытка активно использовать другую, "мертвую" для современного города территорию. Речь идет о проекте реставрации и реконструкции ансамбля "Провиантские склады" на Крымской площади. Однако в те годы эти предложения не находили должного отклика.
В конце 1940-х годов К.Т.Т. начал активную педагогическую деятельность - с 1948-го у В. Г. Гельфрейха в МАрхИ, с 1949-го - в МХУ имени 1905 года. Немало молодых зодчих прошло его школу. Он всегда был наставником: прививал студентам навык научных исследований, помогал, консультировал, делился идеями. К.Т.Т. работал как автор, переводчик, редактор многих монографий, книг и статей, посвященных архитектуре и культуре. Среди прочих в его переводе и под его редакцией вышли "Очерки по географии городов" Ж. Боже-Гарнье и Ж. Шабо.
Людей, общавшихся с К.Т.Т., потрясал талант человека, влюбленного в искусство, глубокая внутренняя культура. Он почитал архитектора создателем и хранителем мирового наследия и сам жил по принципу, сформулированному когда-то Ле Корбюзье: "Архитектура - это не профессия, это определенное состояние духа". Более полувека Константин Тихонович Топуридзе бескорыстно отдавал силы, талант и жизнь своему любимому делу, своему призванию.

Комментарий к рисункам
Рина Васильевна Зеленая - жена Константина Тихоновича - собирала всю их совместную жизнь его рисунки. Называла это своим пристрастием. Так образовалась целая коллекция. К.Т. рисовал всегда, везде и на чем попало: в альбомах, на коробках из-под лекарств, на спичечных коробках, на салфетках, на тарелках в ресторане, рядом с архитектурными набросками или чертежами, на крохотных трамвайных билетиках и огромных листах газеты. Это были всегда лица людей - волевых, умных и глупых, красивых и некрасивых. Но всегда очень выразительные, самые разные и неожиданные: современные лица, женские, мужские, молодые, старые, разных национальностей и тут же могли быть лица людей других веков.
Рина Васильевна Зеленая говорила:
- Трудно поверить, я встречала этих людей в поезде, в троллейбусе, в метро, но видела их еще раньше, на его рисунках. Откуда он брал эти сотни глаз, носов, подбородков, которые никогда не повторялись?
Эту коллекцию всегда любили рассматривать В. Малаховский, А. Толстой, А. Буров, И. Фомин... Им нравились типажи, разнообразие лиц, нравилась его манера, непохожая на других.