Зарубежный опыт

Из американской практики строительства небоскребов
П. П. Зуева, член Союза архитекторов России

Русская линия

№ 5 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2008г.


Содержание номера:

В. С. Ольгин
Москва своих не бросает

И. А. Бахирев, М. А. Мигалева
Южная рокада

И. А. Бахирев, Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие планировочной и функциональной улично-дорожной сети в Москве

П. П. Зуева, член Союза архитекторов России
Из американской практики строительства небоскребов

И. В. Ушакова
Возрождение обители милосердия

Н.Н. Никонов
«Указ - не более как бланковый лист…»

В. А. Соловьёв, архитектор
Пречистенка

В. А. Резвин, архитектор
Вглядываясь в бездну

Программа развития Москвы на ближайшие 15 лет предусматривает развертывание в столице сверхвысотного строительства, что порождает множество новых проблем в области геологии, экологии, транспорта, технологии, архитектуры, инвестиций. Одним из ключевых факторов здесь является качество проектирования. В этой связи было бы актуально обратиться к мировой истории возведения высотных зданий и, в частности, к американскому опыту, который насчитывает более 100 лет.

Следует отметить тот заслуживающий особого внимания факт, что с самого начала архитектурно-инженерного состязания за «первенство на небесах», разработка и проектирование небоскребов определялись в основном коммерческими интересами. Заказчики, инвестировавшие возведение сенсационных зданий, редко рассчитывали на их быструю окупаемость. Гораздо важнее было поднять статус фирмы, города и даже страны.

Эпоха небоскребов ведет свой отсчет с конца XIX века. Ее пионерами традиционно считаются американские архитекторы так называемой «чикагской школы», которые после опустошительного пожара в Чикаго (1871) воздвигли здесь первые высотные здания. Стоимость земельных участков росла, и чтобы увеличить объем площадей, соответственно увеличивали число этажей. Новый тип сооружений способствовал появлению новых строительных материалов и инженерных решений. Использование стального каркаса, создание грузового подъемника Э. Отисом (1853), изобретение вращающейся двери Т. Ван Кеннелом (1888) стали важными движущими факторами в индустрии возведения небоскребов.

Первые сооружения, сочетавшие в себе возможности металлического каркаса и лифта, появились в Нью-Йорке. Но здесь дело застопорилось из-за экономического кризиса 1873 года и принятия местного строительного кодекса, запретившего применение каркасной конструкции для наружных стен высотных зданий. Поэтому центр строительства высоток переместился опять же в Чикаго. Именно тогда и сложилась упомянутая «чикагская школа» архитекторов. Одним из ранних ее детищ явилось конторское здание «Хоум Иншуренс билдинг» (1884-1885) инженера У. Ле Барона Дженни, который использовал сборную каркасную конструкцию из чугуна и стали, скрепленную болтами и усиленную гранитными опорами в нижнем уровне. Однако эта конструкция еще не была полностью независима от каменной кладки и далека от схемы жесткого самонесущего металлического каркаса, выдерживающего любые нагрузки.

Примерно в то же время архитектор Лерой Сандерленд Баффингтон из Миннеаполиса предъявил свои права на приоритет в области создания небоскребов. Он не утверждал, что построил первый небоскреб, но доказывал, что раньше, чем Дженни или кто-либо еще, разработал конструктивные принципы возведения высотных зданий на стальном каркасе, способном нести большие нагрузки. В 1887 году Баффингтон озаботился получением патента на самонесущую каркасно-рамную конструкцию 28-этажного небоскреба из кованого металла (не чугуна), клепаную, а не скрепленную болтами, и с тонкими ограждающими стенами из легкого кирпича. Год спустя патент ему выдали.br>
Первые высотные конторские здания насчитывали от 10 до 20 этажей. В плане они были квадратными, U- или L-образными, с большим световым двором в центре, и характеризовались масштабностью и строгостью форм. Каждое из них становилось для молодых чикагских архитекторов еще одной возможностью преодолеть традиционные проектно-конструкторские ограничения, найти новое стилевое решение для делового здания. Новую эстетику небоскребов продвигали Д. Х. Бэрнхем и Дж. У. Рут. В своих теоретических работах они утверждали: поскольку высотка проектируется для особой цели, следует заявлять об этой цели каждой конструктивной частью. Рут писал: «Архитектор должен первый выявить условия, необходимые для функции здания, значит, необходимо и выразить ее смысл и ценность художественным образом»

Самым ярким представителем «чикагской школы» стал Луис Салливен, рассматривавший высотное сооружение и как некую органичную структуру, и как элемент городской среды. Ему принадлежит аксиома: «Форма следует функции», а также следующее поистине эпическое определение небоскреба: «Он должен быть высоким каждым дюймом своей высоты. Сила и власть высоты, торжество и гордость возвышения должны быть в нем. Каждым своим дюймом он должен быть благородным и парящим»

Архитектор Франк Ллойд Райт, работавший в ателье инженера-архитектора Данкмара Адлера вместе с Салливеном в начале 1890-х годов, писал в своей работе «Тирания небоскребов»: «Наше специфическое нововведение, небоскреб начал свою жизнь, когда Л. Салливен вошел в дверь, соединявшую мою рабочую комнату с его кабинетом, и бросил на мой стол чертежную доску с натянутым на нее листом ватмана. Это был «Уэнрайт билдинг» - первое высокое со стальным каркасом конторское здание, созданное как произведение архитектуры».

Д. Адлер, компаньон и соавтор многих проектов Л. Салливена, в это время думал совсем не о поэтическом образе небоскреба, а об усовершенствовании его функции: повышении эффективности лифтов, оптимизации светового решения внутреннего двора и освещения коридора; много внимания уделял вопросам отопления, охлаждения, вентиляции. Салливен же впервые отметил рациональность внутренней структуры высотного здания, предполагающей размещение технических устройств в подвале и на верхнем этаже, а также одинаковую планировочную схему этажей.

Два десятилетия лидерство в строительстве небоскребов принадлежало Чикаго. В 1892 году самым высоким зданием в этом городе стал «Мезоник Темпл», построенный архитекторами Д. Бэрнхемом и Дж. У. Рутом. Он насчитывал 22 этажа, имел высоту 92 м и возводился с применением конструктивных принципов, ранее предложенных вышеупомянутым Л. С. Баффингтоном. Однако в следующем году в Чикаго запретили сооружать объекты высотой не более 39 м, и центром эпопеи высотного строительства стал Нью-Йорк, где после отмены ограничения на использование каркасных конструкций для наружных стен (1892) грянул невиданный строительный бум.

Но сначала договорим об архитекторах-чикагцах. Продвигая новые идеи, они понимали, что для заказчика небоскреб скорее всего явится лишь средством извлечения из застроенного участка максимальной прибыли. Поэтому они предлагали здесь ряд ограничений. Так Л. Салливен в одной из своих статей отмечал, что «до определенного уровня высоты здания его собственник может делать что хочет, но за строго обозначенной границей приоритетом должна стать общественная польза и выполнение условий должно контролироваться либо с согласия, либо без согласия собственника. Мы обязаны объяснить владельцу сооружения, что 50% ограничений будет относиться не только к площади, но и к фасаду здания. Он будет явно не доволен этим, но система штрафов заставит его принять правила. Высота фасада здания не должна превышать удвоенную ширину улицы. Далее, используя ступени, мы где-то немного выигрываем, а где-то немного теряем и чем выше становится застройка, тем меньше площади должно занимать здание». Его поддержал Д. Адлер, обсуждая вопросы ограничения величины небоскребов и возможность появления уступов в их архитектурном решении: «Небоскребы растут, подобно деревьям в лесу, и необходимо выработать определенные правила зонирования, чтобы гарантировать доступ света и воздуха не только для верхних этажей, но также и на уровне улицы и нижних. Эффект ступенчатого массива будет чрезвычайно живописен, обильный свет проникнет в каждую часть здания через большие террасные дворы, ступенчатые формы сооружения поднимутся на максимальную высоту, не затеняя и не принося ущерба соседним улицам и зданиям». Но подобные предложения тогда не получили поддержки и высота небоскребов продолжала возрастать в соответствии с пожеланиями их собственников.

В Нью-Йорке после 1892 года, как уже было сказано, начавшем бурно строиться, до конца первого десятилетия ХХ века появилось 188 сооружений в 20 и более этажей. Эти небоскребы, предназначенные для страховых компаний, коммерческих фирм и городской администрации, представляли собой сверхмасштабные образцы неоклассического стиля. Первым примером такого крупного делового здания стал 32-этажный «Парк Роу билдинг» (архитектор Р. Робертсон, 1899) высотой 118 м, в котором разместились 950 контор.

В начале 1900-х годов в Нью-Йорке над основным массивом высотки, как правило, возвышалась башенная надстройка. Типичный пример - небоскреб «Зингер билдинг» высотой 187 м (архитектор Э. Флег, 1908; снесен в 1968). Его 13-этажный «шкатулочный» объем венчала кирпичная 47-этажная башня, облицованная терракотой, с куполом-мансардой.

Проект самого высокого и выразительного неоготического небоскреба «Вулворт билдинг» выполнил архитектор К. Гилберт (1913). 29-этажная башня с небольшими уступами поднималась над 29-этажным же объемом-пьедесталом до отметки 241 м. Заказчик проекта магнат Вулворт потратил на эту амбициозную затею значительную часть состояния. Впервые параметры одного объекта рассчитывались как на город с населением в 50 тысяч человек. В итоге «Вулворт билдинг» был признан величайшим в своем роде шедевром.

Первый этап строительства небоскребов и начало второго были связаны в основном с заказами страховых компаний и коммерческих фирм. Но в 1914 году завершилось возведение 34-этажного, высотой 177 м, псевдоклассического муниципального здания «Белый Парк Роу», спроектированного архитектурной фирмой «Мак-Ким, Мид и Уайт».

Помимо небоскребов башенного типа, тогда же строились и протяженные по горизонтали высотные здания, имевшие многоярусное членение объема. Но такая система использовалась для сооружений высотой не более 20-25 этажей, в случае же увеличения этажности получались гигантские монолиты, в которых для офисов не хватало света, что вело к падению цены аренды.

В 1908 году архитектор Э. Флег указал на городские проблемы, возникшие в связи с появлением большого числа высотных зданий: «Свет и воздух всегда являются ценным аспектом городского пространства, и они должны быть сохранены. Нельзя допустить возведение неестественных протяженных коробок на такую высоту без наличия башен или уступов на верхнем уровне. Необходимо найти компромисс между правами собственности и общественной пользой». Явная перекличка с Салливеном и Адлером. Флег предвидел также катастрофическое увеличение объема автомобильного трафика и трудности в деле обеспечения пожарной безопасности небоскребов.

Через год после возведения на Манхеттене башни «Эквитейбл Лайф Иншуренс билдинг» (1915) - самого крупного офисного здания в мире - власти Нью-Йорка приняли первое в американской истории всеобъемлющее Законодательство о зонировании высот, которое остановило дальнейшее сооружение объектов, подобных «Эквитейбл Лайф Иншуренс билдинг». Для сохранения света и воздуха в уличном каньоне здание после установленной высоты должно было подниматься уступами, то есть не отвесно, а наклонно (это же касалось башен, отстоящих своим основанием от красной линии на определенное законодательством минимальное расстояние). Указанное ограничение привело к появлению новой формы небоскреба с уступчатыми очертаниями.

Над стадиями зонирования, регулировавшими высотную застройку и ее районы, работали нью-йоркские архитекторы Х. Корбет и Х. Феррис, создавая ступенчатые островерхие пирамидальные объекты. В 1923 году Комитет по региональной планировке Нью-Йорка и его окружения (Regional Plan of New York and its Environs - RPNY) попросил архитекторов высказать свои предложения по развитию Манхеттена. Х. Корбет и Х. Феррис работали в группе специалистов по транспортной проблеме. Корбет сделал акцент на концепции многоуровневого города: локальное движение происходит на уровне улиц; скоростные магистрали располагаются на уровень выше; пешеходное движение по променадам осуществляется над хай-веем. Уровни движения транспорта опоясывали город, подобно венецианским каналам, пешеходные променады связывались мостами и площадями, за что весь проект получил название «Венеция в Нью-Йорке».

Феррис же разработал схему отделения транспортной зоны от пешеходных галерей-аркад и включения в городскую инфрастуктуру объектов торговли, связи и паркинга. В дальнейшем, расширяя спектр идей, он выполнил серию черно-белых фресок, на которых изобразил не только стадии зонирования блока-квартала, но и новые предложения: посадочные площадки для воздушных судов на верхних террасах высотных зданий, церковь-небоскреб, высотные апартаменты на мосту.

Строительство высоток продолжало менять взгляды на современный город. В 1929 году архитектор Р. Худ заявил о планах возведения 150-этажного здания: современные стальные конструкции и последние достижения компаний по производству лифтов это позволяют. В печати разразилась по сему поводу нешуточная дискуссия. Американская общественность от подобных мегаструктур ждала сугубой архитектурной выразительности - начиная с конкурса газеты «Чикаго Трибюн» (1922), где финский архитектор Э. Сааринен представил проект небоскреба, динамика которого была выражена композицией кубических объемов (отзыв Л. Салливена: «Бесценная жемчужина»).

Конец 1920-х был ознаменовался в Нью-Йорке постройками наиболее значительных ступенчатых небоскребов и расцветом стиля Ар Деко в высотном строительстве. Назовем здесь хотя бы административный центр телефонной компании «Барклай-Визи билдинг» (архитектурная фирма С. Фурхис, П. Гмелин, Р. Уолкер) и здание «Ту Парк Авеню» (архитектор Э. Ж. Канн). Многие тогдашние небоскребы вошли в антологию высотных сооружений начала ХХ века: здание «Америкен Радиэйтор билдинг» (архитектор Р. Худ); гостиница «Валдорф Астория» (фирма Шульц и Вивер); небоскреб «Си-Эй-Виктор» (фирма «Кросс и Кросс»); офисное здание Ирвина Ченина (фирма «Слоан и Робертсон»). На бронзовом фасаде последнего были высечены слова «Нью-Йорк - город возможностей».

В Чикаго вторая волна возведения небоскребов началась после 1923 года, когда Комиссия по зонированию высот адаптировала нью-йоркский закон к особенностям города. По новому закону, на объем высотой не более 79 м разрешалась постановка 17-20-этажной башни. Так в центральном деловом районе появился «Ригли билдинг» (1924), выполненный одной из наиболее консервативных архитектурных фирм Чикаго того времени - «Грехем, Андерсен, Пробст и Уайт». В этом небоскребе творчески использовалось классическое европейское наследие, архитектурная традиция коммерческого стиля Чикаго 1880-х годов, эклектичное наследие Всемирной выставки (1893) и новые отделочные материалы из терракоты. Проблема формы участка при проектировании оказалась ключевой. Треугольная площадка не слишком подходила для стандартного кубического блока. Тем не менее, архитекторы сумели превратить эту сложность в преимущество, создав дерзкую по очертаниям 134-метровую четырехгранную башню неправильной формы, бросившую вызов окружающим высотным сооружениям, возведенным в традиционно правильной сетке плана города.

Небоскреб «Джевелирс билдинг» (1924-1926) высотой 159 м (архитектурная фирма «Джиавер, Динкельберг и другие»): 17-этажная тонкая башня на массивном 24-этажном объеме. Башня казалась слишком маленькой в сравнении с основанием. Старомодное по своему дизайну здание оказалось необыкновенно современным по сути. Его центральное ядро от основания до 23-го этажа занимала механизированная парковка-гараж. Но это был лишь редкий пример подобного решения: другие архитекторы и застройщики продолжали предлагать традиционные классические коробки с внутренним световым двором, так как хорошо освещенные офисные пространства давали больше прибыли, чем парковка.

Существовали и другие проекты. Так, фирма «Д. Бернхем и Компании» и бюро «Холаберд и Рут» представили выразительные ступенчатые композиции небоскребов «Банкерс билдинг» (1926) и «Ла Сеил Уокер» (1929-1930) высотой 156 м. Самым уникальным чикагским небоскребом стало ступенчатое здание «Палмолив билдинг» (1927-1929), построенное по проекту архитекторов Холаберда и Рута. Несколько «сплющенное» 37-этажное сооружение высотой 172 м отличалось пирамидальными формами и «нью-йоркским» стилем.

Так закончилось первое десятилетие после принятия закона о зонировании высот, который был модифицирован в связи со строительством небоскребов 1930-х годов - «Крайслер билдинг», «Эмпайр билдинг», «Рокфеллер центр»...