Задачи и приоритеты

Московский стройкомплекс - локомотив экономики города
В. И. Ресин, Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города

Русская линия

№ 1 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2009г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский стройкомплекс - локомотив экономики города

А. Н. Левченко
Новости дорожно-мостового строительства

Л. Я. Ткаченко
Генплан: взгляд в будущее

Л. Ф. Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А.В Воинова., Т.В.Ульянова
Основные направления развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур Москвы на период до 2025 года

И.В. Ивашкина
Экологические приоритеты проекта Актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года

Г. Н. Мароховская
Основные направления развития инженерной инфраструктуры Москвы до 2025 года

М. Г. Крестмейн
Московский железнодорожный узел: новые условия - новые задачи

В. В. Коротаев
Использование подземного пространства в Москве

Е. С. Баширова
Прошлое и будущее Сокольников

А. А. Минин
Природа и город: грани взаимовлияния

 

На протяжении последних двух десятилетий строительство было и остается одним из приоритетных направлений развития Москвы. Это градообразующая отрасль, в которой трудится около миллиона человек. В состав Комплекса градостроительной политики и строительства входит множество организаций и предприятий различного профиля. Все это - единый организм, который работает слаженно, качественно и эффективно, решая главную задачу, поставленную Актуализированным Генеральным планом развития Москвы до 2025 года, - превратить столицу России в город, удобный для жизни людей.В. И. Ресин

На протяжении двух десятилетий своей работы инвестиционно-строительный комплекс Москвы пережил разные этапы становления и развития и все эти годы был и остается локомотивом экономики города. Благодаря кропотливой совместной работе всех ветвей городской власти и инвестиционно-строительных компаний в Москве сложился цивилизованный рынок строительства и продажи недвижимости. И сегодня в условиях мирового финансового кризиса потенциал, накопленный Стройкомплексом Москвы, вселяет уверенность, что строительная отрасль вновь может стать надежной опорой для всей городской экономики.

В сложившейся экономической ситуации приоритетной задачей, определенной Правительством Москвы на 2009 год, является сохранение условий для роста экономики, в первую очередь промышленности, строительства, транспорта, торговли, которые производят около половины валового регионального продукта города Москвы. Город намерен сохранить социальную направленность расходов бюджета.

В последние годы в градостроительной политике столицы четко сформировались два приоритетных направления - жилищное и дорожно-транспортное строительство. В связи с этим была проведена реорганизация стройкомплекса. В 2008 году на базе Департамента градостроительства созданы Департамент городского строительства и Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства.

Основным приоритетом градостроительной политики было и остается строительство социального жилья. В городе на практике реализуются крупномасштабные программы возведения жилья для очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек. В последние годы доля социального жилья в Москве значительно увеличилась. Судите сами. Начиная с 2005 года мы вышли на объем строительства 5 млн. м2 ежегодно; при этом в 2005-м социального жилья было построено 1,6 млн. м2, а в 2006-м - уже 1,87 млн. м2. В 2007 году ввод жилья по городским социальных программам составил 2,3 млн. м2, а 2008-м - два с половиной миллиона «квадратов»! И, несмотря на трудности, Правительство Москвы не намерено сокращать строительные социальные программы. Более того, в условиях, когда многие коммерческие застройщики отказываются от реализации инвестиционных проектов, город, не испытывающий дефицита в бюджете, становится основным заказчиком строительных работ. Если говорить о конкретных цифрах, то в текущем году планируется осуществить строительство и ввод в эксплуатацию 2,5 млн. м2 жилья для реализации общегородских социальных жилищных программ по предоставлению пло­щади гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, молодым семьям в соответствии с программой «Социальная ипотека», а также для переселения из пятиэтажного и ветхого жилого фонда.

Наряду с жильем в городе возводится вся необходимая инфраструктура: социальная, транспортная, инженерная. Правительство Москвы не собирается останавливать работу в этих направлениях. Так, в 2009 году планируется возводить новые детские сады, школы, ФОКи, поликлиники, станции переливания крови и подстанции скорой помощи. Пристальное внимание будет сосредоточено на инженерном обес­печении районов массовой жилой застройки.
Реставрация пятиэтажек
Не останавливаются работы и на объектах культуры. В прошлом году была закончена реставрация Марфо-Мариинской обители, Петровского путевого дворца, реставрировалась церковь святой Екатерины в Риме. Продолжались работы по реконструкции музея-заповедника «Коломенское», реабилитации территорий природно-исторических парков «Измайлово» и «Москворецкий».

20 ноября 2008 года в Лейпциге Москве за реставрацию комплекса «Царицыно» вручена международная премия имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры».

В 2009 году в Москве будет открыт после реконструкции Мемориальный музей космонавтики. Продолжатся работы по восстановлению усадеб «Кузьминки», «Воронцово», «Останкино», «Кусково», большой комплекс рекреационных работ запланирован в Лефортове. Будет вестись строительство здания академии акварели Сергея Андрияки, картинной галереи Ильи Глазунова, а также работы по реставрации театра «Геликон-опера», Мемориального комплекса истории ВМФ, объектов Московского зоопарка.

В 2008 году Мэром Москвы было принято решение о строительстве малоэтажного жилья для многодетных семей в разных районах города. Первые коттеджи по этой программе были переданы под заселение многодетным семьям в конце прошлого года в Захарьино.

Огромное внимание городские власти уделяют строительству и реконструкции дорог и инженерных коммуникаций, которое ведется в четком соответствии с комплексной программой. И хотя в связи с кризисом объем средств, выделенных из бюджета города на дорожное строительство в 2009 году, был несколько уменьшен по сравнению с первоначальными планами, на планах по строительству дорог это никак не скажется. Мы намерены за меньшие деньги выполнить больший объем работ, что вполне реально, так как снижаются цены на стройматериалы, бензин и так далее. Ни один из начатых дорожных проек­тов в городе остановлен не будет.

В текущем году планируется завершить реконструкцию Варшавского шоссе на участке от МКАД до района Щербинка, Крестовских путе­проводов на проспекте Мира, улице Советской в коммунальной зоне «Внуково», Панфиловского проспекта в Зеленограде. Продолжится строительство и реконструкция Звенигородского проспекта, Ленинградского шоссе, 4-го транспортного кольца на участке от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов. Начнется строительство новой дорожной сети в поселке Северный и южного дублера Кутузовского проспекта.

Несмотря на кризис, в Москве будет продолжаться реализация программ освоения подземного пространства и строительства высотных зданий, в том числе объектов ММДЦ «Москва-Сити».

За время реализации программы гаражного строительства в период с 1995 по 2007 год введено в эксплуатацию более 1 млн. 200 тыс. мест организованного хранения автотранспорта, что с учетом динамики роста численности автотранспорта позволило на 47% обеспечить местами организованного хранения автомобили частной принадлежности. Цель программы 2008-2010 годов довести этот показатель до 60%. Задачами Генерального плана развития города Москвы определено достичь 70%-го уровня обеспеченности (что соответствует показателям европейских столиц) к 2020 году, для чего необходимо построить еще более 1 млн. 700 тыс. машиномест.

Несмотря на трудности, Правительство Москвы находит средства для помощи другим регионам. В прошлом году силами московских специалистов было начато строительство жилого микрорайона «Московский» в разрушенном войной Цхинвале. Работы курирует лично Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Для нас это - дело чести: помочь нуждающимся, вернуть людям крышу над головой. Работы в Осетии ведутся ускоренными темпами. Уже в этом году строительство завершится, в эксплуатацию будут сданы школа, два детских сада, более 200 коттеджей и 8 трехэтажных жилых домов.

Комплекс жилых домов на Ходынском поле

Конечно, финансовый кризис в той или иной степени затронул всех. Отразился он и на строителях. Из-за проблем в банковской сфере у застройщиков возникли серьезные затруднения с кредитованием для финансирования долгосрочных проектов. Некоторым из них не хватает денег на продолжение начатого строительства. Москва одной из первых в стране сделала конкретные шаги в оказании непосредственной поддержки застройщикам, в первую очередь тем, кто обеспечивает реализацию государственных социальных программ. Мы не можем допустить приостановки инвестиционно-строительного процесса, появления в долгостроев, поэтому в городе создана антикризисная комиссия в области финансового мониторинга состояния экономики, промышленности, строительства и малого бизнеса, возглавляемая Мэром Москвы Ю. М. Лужковым. Своя антикризисная комиссия работает и в Стройкомплексе. Принято решение покупать квартиры у коммерческих застройщиков для использования их в реализации городских социальных программ. Другими мерами по поддержке стройкомпаний могут стать отсрочки платежей и дополнительные банковские кредиты. Все возможные варианты поддержки застройщиков рассматриваются на заседаниях антикризисной комиссии.

Одна из основных задач Правительства Москвы в условиях финансового кризиса - сохранить кадровый потенциал: это наше главное социальное обязательство. Кадровая политика, реализуемая в Стройкомплексе Москвы, направлена не только на поддержку высокого уровня социальной защиты сотрудников и ветеранов отрасли, но и на привлечение молодежи, поддержку молодых специалистов, которым в организациях создаются условия для карьерного роста: они включены в резерв кадров, им оказывается помощь в повышении профессионального уровня. В вузах и строительных колледжах обучаются свыше 2,5 тысяч молодых рабочих с частичной или полной оплатой стоимости обучения строительными организациями. В соответствии с заключенными долгосрочными соглашениями о взаимном сотрудничестве между ведущими строительными организациями и учебными заведениями регулярно проводятся ярмарки вакансий.

2009 год будет непростым. Нам предстоит много работы. Уверен, что потенциал у московского строительного комплекса есть. И вместе мы справимся со всеми задачами, которые ставят перед нами Правительство Москвы и москвичи.

Малоэтажная застройка в Куркино