Возвращение имени

«Туркестанский» Бенуа
Э. Г. Жданов

Русская линия

№ 2 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №2. 2009г.


Содержание номера:

А.П. Кудрявцев, Президент РААСН
Векторы академической науки

В.А.Ильичев, Первый вице-президент РААСН
Может ли город быть биосферосовместимым и развивать человека?

Медали и дипломы РААСН

Б.Х.Бухарина
Образы в камне и красках

Б. Х. Максимова
Паркинг для Сити

Е. О. Ларионова
Джон Нэш - королевский архитектор

Э. Г. Жданов
«Туркестанский» Бенуа

Последние новости

 

А.Л.БенуаИз всех представителей известнейшего рода Бенуа Алексей Леонтьевич (1838-1902) наименее упоминаем. Причиной является то, что значительную часть жизни он провел не в Европейской части России, а на окраине тогдашней империи - в Туркестанском крае, где и оставил довольно значительное творческое наследие. Кроме материальных свидетельств, там сохранилось больше всего и архивных документов (главным образом в Центральном Государственном архиве Узбекистана), позволяющих хоть в какой-то степени пролить свет на сокрытые до сих пор от широкой общественности эпизоды биографии этого неординарного человека.

Родился Алексей Леонтьевич в семье чиновника Общества Царскосельской железной дороги Леонтия Леонтьевича Бенуа (1801-1885) - старшего брата маститого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). Алексей окончил Императорскую академию художеств и 12 сентября 1865 года «во внимание к хорошим познаниям его в архитектуре и строительном искусстве, доказанным классными программами и выдержанным экзаменом из наук», был удостоен звания свободного художника «с правом производить строения и вступать в службу, какую пожелает». В феврале 1874-го на имя Туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К. П. фон-Кауфмана поступает бумага «об определении на службу архитектора Бенуа». На бумаге - резолюция: «Ректор Императорской академии художеств, действительный статский советник Александр Иванович Резанов рекомендует с отличной стороны как хорошего художника, знающего дело архитектора и честного человека Алексея Леонтьевича Бенуа». 20 июня А. Л. Бенуа определяется «на службу по военно-народному управлению», а 8 февраля 1875 года назначается «членом Сыр-Дарьинской строительно-дорожной комиссии», руководившей всей застройкой Ташкента. 8 мая его командируют для производства строительных работ в распоряжение военного губернатора Семиреченской области в город Верный (Алма-Ата). Пробыл он там два года. Архитектурно-строительная деятельность Бенуа в Семиречье еще не изучена. На данный момент Портрет семьи Бенуаизвестно, что Алексей Леонтьевич занимался аранжировкой Казенного сада в Верном, планировкой образцовой крестьянской деревни Казанско-Богородское (Узун-Агач), строительством здесь церкви, здания сельского училища, домов для переселенцев (1876, совместно с П. Зенковым). В Семиречье в 1875-1877 годах им были впервые осуществлены противоселевые мероприятия - возведение дамб и укрепление берегов горных речек, зеленое и парковое строительство. Еще нужно назвать здание мужской гимназии в Верном (совместно с военным инженером С. Янчевским и городским архитектором П. Гурде), часовню на братской могиле воинов, павших в 1860 году в Узунагачском деле. После этого в связи с образованием при областных правлениях строительных отделений, возглавляемых военными инженерами, А. Л. Бенуа назначается на должность младшего архитектора тогдашней Сыр-Дарьинской области и возвращается в Ташкент. Однако уже в апреле 1879 года обладавшему непростым характером Алексею Леонтьевичу пришлось «по семейным обстоятельствам» покинуть государственную службу. В архиве есть прямо ?так и названное «Дело о неблагонадежности мл. архитектора Бенуа и увольнении его от службы». К тому же он в силу рокового стечения обстоятельств не смог получить звания «классного художника 3 степени»: по ходатайству дяди, профессора Н. Л. Бенуа, был допущен к экзаменам, но нужные бумаги, высланные из Академии художеств, запоздали.

Тем не менее в конце 1882 года А. Л. Бенуа снова назначается на государственную службу и получает должность «исправляющего делами младшего архитектора» Заравшанского округа. Он отправляется в Самарканд, где живет и трудится четыре года.Ташкентские открытки

Вполне логично, что в Туркестанском крае, особенно в первоначальный период его освоения, во главе строительной и архитектурно-планировочной деятельности стояли преимущественно военные инженеры. А. Л. Бенуа был здесь единственным дипломированным художником-архитектором. Во все периоды своей государственной службы и после увольнения с нее, работая как частный архитектор, он очень много проектировал, переделывал проекты по указаниям заказчиков, составлял и проверял сметы, осуществлял приемку работ и возводил самые разнообразные объекты. В его послужном списке есть все - от дворцов до «караулки для двух шоссейных сторожей» и «номерных столбов при мостах на шоссейных дорогах». В 1877 году вместе с военным инженером капитаном Белохой Алексей Леонтьевич занимался переустройством интерьера резиденции Туркестанских генерал-губернаторов, где по его проекту был создан парадный Георгиевский зал, а в 1883-1884 годах обогатил одноэтажный фасад этого здания прихотливым резным деревянным декором в русском стиле. Известен датируемый 1878 годом проект «двухэтажного жилого дома военного губернатора Сыр-Дарьинской области, выполненный [А. Л. Бенуа] в формах классицизма». Зодчий принимал активное участие в строительстве здания Ташкентской мужской гимназии, осуществляемом по проекту военного инженера Янчевского (1878-1883), и в перестройке жилого дома полковника Тартаковского в учительскую семинарию (1881-1887). В 1898 году Е. П. Дубровин по проекту А. Л. Бенуа пристроил к западной части здания семинарии пятиглавую домовую церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Безусловно, заслуживают внимания проекты особняка для К. А. Беньковского (1889), который предполагалось возвести в г. Аулиэ-Ата (1889), и «дома переводчика канцелярии начальника Аму-Дарьинскго отдела князя Абдул-Гани Яушева» в Петро-Александровске (1896).

Когда в 1890 году праздновалось 25-летие присоединения Ташкента к России, в городском саду открылась юбилейная кустарно-промышленная выставка. Для нее по проекту А. Л. Бенуа (совместно с инженером Е. П. Дубровиным) были сооружены входные ворота со стороны Константиновского сквера. В их декоративном убранстве использовались мотивы московской архитектуры XVII века. В 1898-м Бенуа и Дубровин составили в том же стиле проект нового здания городской думы.

В конце 1870-х годов по инициативе проповедника К. Х. Фрюауфа в Ташкенте прошел сбор средств на строительство молитвенного дома лютеран. Объявили конкурс на лучший проект. В числе прочих на объявление откликнулся и А. Л. Бенуа, являвшийся католиком. В 1881 году он выполнил первоначальный проект кирхи, дорабатывавшийся им вплоть до 1896 года. В 1899-м здание, в архитектуре которого присутствуют элементы прибалтийской готики, было завершено.

Талантливого архитектора не обошли также при постройке дворца Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте. Комплекс, в проектировании которого участвовал и Бенуа, был воздвигнут в 1889-1890 годах под руководством гражданского инженера В. С. Гейнцельмана. Этот уникальный ансамбль, выполненный в романском стиле, утопал в зелени тенистого парка, что придавало дворцу вид охотничьего загородного особняка. Скульптурные изображения собак и оленей, профили лошадей в овальных медальонах на фасадах флигелей дополняли картину.

Но, пожалуй, наиболее крупным и заметным архитектурным произведением А. Л. Бенуа в Средней Азии, значение которого, по мнению специалистов, выходит далеко за пределы региона, стал дворец эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-Хана, правившего Бухарским ханством с 1885 по 1910 год. Проектирование и строительство этого великолепного здания осуществлялось с конца 1893-го по 1898 год. В плане дворец представляет собой прямоугольник размерами 65х34 метра с выступающими на восточном фасаде прямоугольными же объемами. Архитектура «мавританского» стиля изобилует колонками и башенками, орнаментальными украшениями из алебастра. К сожалению, в настоящее время, несмотря на подготовленный специалистами проект реставрации, дворец, являющий собой подлинный шедевр конца XIX столетия, ветшает и может навсегда утратить редкий по красоте и стилю декор, выполненный по эскизам А. Л. Бенуа.

Говоря о творческом наследии Алексея Леонтьевича, нельзя обойти молчанием спроектированное им здание железнодорожного вокзала в городе Красноводске. «Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Ташкентской и Средне-Азиатской» (СПб., 1907) сообщал: «Станция Красноводск выделяется своим красивым вокзалом в мавританском стиле, живописно расположенном на высоком откосе с террасой, лестницам и узорчатыми мостовыми».

Анализируя хранящиеся в архиве чертежи А. Л. Бенуа, поражаешься высокому графическому мастерству, с которым они выполнены, их насыщенности содержанием, отточенности формы в сочетании с изяществом деталей. Известный исследователь истории архитектуры Средней Азии В. А. Нильсен отмечает в своей книге «У истоков современного градостроительства Узбекистана. XIX-XX вв.» (Ташкент, 1988): «Обычно небольшие по формату проекты А. Л. Бенуа были красиво прорисованы и покрашены акварелью в чистых, ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и наглядно свидетельствовали о том, что их делал большой художник».

Умер А. Л. Бенуа в Красноводске. Газета «Русский Туркестан» в N 114 за 1902 год писала: «25 сего мая скончался один из старых туркестанских деятелей, архитектор Туркестанского таможенного округа Алексей Леонтьевич Бенуа. <...> Туркестанцы знакомы с личностью покойного А. Л. по тем постройкам, которые возведены по его проектам и отличаются художественностью и оригинальностью замысла».

7e.jpg (423128 bytes)

 

7f.jpg (443065 bytes)