log.jpg (8882 bytes)

asm2_18.jpg (6772 bytes)

Дом московского генерал-губернатора, передвинутый в 1939 году.

logo.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ 2 1999  год

портреты мастеров       промышленный дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm2.jpg (14218 bytes)

Содержание номера:

Summary

Краткие аннотации
статей на английском языке

 

ОБРАЗ СТОЛИЦЫ

Н.И. Щепетков
Световой план Москвы

ПОРТРЕТ МАСТЕРА

Е.М. Шухова. "В ряду первоклассных европейских водопроводов"

БЫЛОЕ

М.С. Зайцев
И торжествует инженер

АРХИТЕКТОРЫ ДЕТЯМ

В.В. Ходнев. Детская деревня в Томилино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ

С.В. Болдырев. Площадь Курского вокзала
 

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Ю.Н. Грошев
Архитекторы - московской милиции

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ

Т.Ю. Киселева
Организованная среда обитания как социальный прорыв в будущее

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

О.В. Васина, Н.П. Крайняя, Л.В. Севастьянова.

Элитное и массовое жилье в центре Москвы

МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ

А.А. Колмовской Маскароны

 

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА

Л.В. Кистерева, Н.Г. Николаева.

Новое поколение поликлиник

 

СВЕ ПАМЯТИ

М.С. Папков. Полет

 

МОСКОВСКИЙ АРХИВ

В.Д. Берман
Шедевры коллекции Мелитоняна

 

 

asm2_19.jpg (10102 bytes)

Передвижка дома Саввинского подворья на улице Горького

asm2_20.jpg (16946 bytes)

Дом Саввинского подворья после передвижки

asm2_21.jpg (13453 bytes)

Строительные работы в центре Москвы

Былое

И ТОРЖЕСТВУЕТ ИНЖЕНЕР...
М.С.Зайцев

Участники предстоящего события собрались ранним утром 7 августа 1898 года на путях товарной станции Николаевской железной дороги у 2-этажного дома, выглядевшего несколько странно - без окон и дверей, обвязанный могучим обручем из рельсов... Священник обратился к собравшимся "с глубокопрочувственным словом", а затем окропил здание и всех присутствующих. Руководитель работ инженер И.М.Федорович предложил присесть, словно перед дальней дорогой. Наступил самый ответственный момент. По команде Федоровича: "С Богом, начинай!" - рабочие стали крутить лебедки и домкраты. В напряженном молчании прошла минута, и... общий облегченный вздох: дом сдвинулся с места и медленно поехал по уложенным рельсам, плавно и бесшумно. Так началась первая в России передвижка солидного сооружения, весом почти 100000 пудов...
Пока дом едет, вернемся назад и посмотрим, что предшествовало этому событию. Для расширения товарной станции было куплено несколько участков земли со строениями, среди которых оказался 2-этажный каменный дом. За него пришлось заплатить 65000 рублей. Разобрать его по кирпичику не представлялось возможным - дом возводился основательно и был крепким. Инженер Иосиф Маркович Федорович предложил перевезти его на новое место. Прикинули стоимость работ, и она оказалась не больше, чем в случае разборки здания. К тому же в железнодорожных мастерских имелась необходимая оснастка, да и риска никакого - здание все равно приговорили к сносу.      Нельзя сказать, что Федорович стал пионером в этой инженерной области. Самую первую передвижку осуществили в 1455 году в Болонье, когда архитектор Р.Фиорованти передвинул на 10,5 м каменную колокольню. В конце прошлого века очень много сооружений перемещали в Америке, правда, в основном из металлических конструкций. Перед Федоровичем же стояла более сложная задача: в каменном доме при движении "играет" каждый кирпич, и неизвестно, как поведет себя здание в целом. Кроме того, дом требовалось передвинуть не по прямой линии, а по дуге, так как на пути оказалась постройка, которую следовало обойти. В довершение всех трудностей предстояло перешагнуть через глубокий ров...
Подготовительные работы начались 20 июня. В доме разобрали полы и печи, сняли оконные и дверные рамы. Затем дом обвязали обручем из рельсов. Рельсы предварительно нагревали керосиновыми горелками, а затем скрепляли между собой. Остывая, они стягивали стены дома. Импровизированный обруч был связан несколькими тягами, для чего пришлось пробить отверстия в стенах. Стены отрезали от основания, подвели под них рельсовую раму, которая и приняла на себя всю тяжесть здания. Тем временем началась укладка путей, в качестве катков использовали старые вагонные оси. Устроили надежные свайные упоры для домкратов.
К засыпке рва подошли очень ответственно. На дно уложили слой смоченного и утрамбованного песка, затем слой кирпичей, снова - песчаную подушку, на которую укладывались шпалы. Такой слоеный пирог должен был выдержать передвигаемую массу.     За неделю до передвижки место работ посетила комиссия инженеров Николаевской железной дороги. Позже здесь побывали видный ученый-путеец, профессор Н.А.Белелюбский и профессор Технического училища В.Г.Залесский. Прослышав о невиданном зрелище, вокруг дома постоянно толпились любопытные.
Подготовка к передвижке была проведена столь тщательно, что домкраты понадобились лишь на начальной стадии, чтобы стронуть здание с места; в дальнейшем обходились только лебедками. В первый день дом продвинули лишь на 3 сажени (6,5 м) из 24-х - лопнули цепи на двух лебедках. На колокольном заводе П.П.Финляндского одолжили несколько прочных канатов. На следующий день продвинулись еще на 11 метров и оставили дом на месте засыпанного рва. Тем временем подготовили фундамент на следующем участке...
Через неделю работы успешно закончились. Стены соединили с новым фундаментом и приступили к внутренней отделке дома под жилье. На событие оперативно откликнулся штатный фельетонист "Русского листка" Р.Менделевич:
Нельзя сказать, чтобы проворно,
Но все ж - единственный пример!
Дом продвигается упорно,
И торжествует инженер...(!)
У Федоровича нашлись последователи. В следующем году, при строительстве костела на Малой Грузинской улице, инженер Ростен передвинул небольшой дом. Но все же широкого распространения передвижка домов в дореволюционное время не получила. К методу Федоровича прибегли в 1930-е годы, когда началась реализация Генерального плана реконструкции Москвы. Оказалось, что многие дома выступали за "красные линии". Часть их снесли, но некоторые уцелели. Жители дома № 24 по улице Горького (бывшее Саввинское подворье), узнав, что их дом подлежит сносу, написали письмо председателю Президиума Моссовета Н.А.Булганину. К этому времени были успешно передвинуты два жилых многоэтажных дома - на Садовнической улице и улице Серафимовича. О последнем, кстати, и написала свое стихотворение "Дом переехал" А.Барто.
Дом стоял на этом месте,
Он пропал с жильцами вместе.
Но передвинутые здания были в несколько раз легче, чем дом в Саввинском подворье, весивший около 23000 тонн. Письмо жителей дома попало к Н.С.Хрущеву, который согласился с жильцами, но поставил условие: закончить работы в марте 1938 года. Уже на следующий день началась подготовка к передвижке здания, длившаяся более четырех месяцев. В подвале застучали отбойные молотки. По линии среза дома с фундамента были пробиты "дорожки", в них завели мощные двутавровые балки, впоследствии сваренные между собой. Таким образом, дом оказался в прочной стальной раме.
Одновременно готовили территорию, по которой намечалось путешествие дома: подвал засыпали щебнем и установили там рельсы. Под зданием пробили 12 длинных коридоров. В них уложили шпалы на твердом бетонном основании, а затем и рельсовые пути. После этого на стальных катках по рельсовым путям были ввезены ходовые двутавровые балки, которые приварили к стальной раме. Дом уже только частично стоял на фундаменте, а в основном - на стальных катках. Прорубив еще 12 коридоров, операцию повторили. На третий раз дом сняли с фундамента, и он был готов к передвижке.
Впервые дом передвигали без отселения жильцов. Многие волновались и просили назвать дату, чтобы успеть переселиться к родственникам. Как позднее вспоминал Э.Гендель, руководитель работ, жильцам сознательно указывали неверные сроки.
Ночью 4 марта 1939 года в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно "сняла" дом и покатила его на новое место. Водопровод, канализация и прочие коммуникации, подключенные гибкими временными связями, продолжали работать. Дом передвигался так плавно, что многие жильцы узнали о начале работ лишь утром. Передвижку на 49 м 86 см закончили в три дня. Сейчас это здание стоит во дворе дома № 6 по Тверской улице.
А тем временем велась подготовка к передвижке Моссовета. Перед инженерами снова поставили задачу - передвинуть дом вместе с людьми. Здесь были свои сложности. Архитектор М.Ф.Казаков поставил здание "покоем" - в виде буквы "П", и нагрузка при передвижении распределялась неравномерно. Кроме того, дом, имея внутри большой двухсветный зал без жестких перегородок, мог рассыпаться. Инженеры это учли.
При огромном стечении народа здание передвинули на 13,65 м за 41 минуту. Это был рекорд, однако в стенах и перекрытиях появились трещины. Позже, при реконструкции, здание укрепили 24 металлическими колоннами.
После войны уникальной стала передвижка дома № 24 на Люсиновской улице. На самом деле под этим номером было несколько зданий. Одно из них было построено на древней сводчатой палате, вросшей в землю. Для ее переезда пришлось рыть глубокую траншею на всю длину переезда - 42 метра. Работа длилась несколько месяцев.
Не менее интересной была передвижка в Камергерском переулке. При реконструкции МХАТа в начале 80-х годов старое здание разделили вертикально по линии театрального занавеса. Сценическую коробку отодвинули от зрительного зала и в образовавшемся промежутке поставили новые стены. Таким образом, здание удлинили в глубь квартала, сохранив основные его части. Но расчетное 12-метровое пространство оказалось слишком тесным для ведения монтажных работ, поэтому сценическую коробку отодвинули сначала на 24,7 метра, а затем вернули назад на 11,9 метра.
А дом, передвинутый Федоровичем 100 лет назад, сохранился и стоит по адресу: Каланчевская улица, 32/61. Среди 9-этажных построек 70-х годов он выглядит гораздо более молодым и крепким, чем они.
1- Менделевич Р. Из дневника//Русский листок. 1898, 12 августа.