log.jpg (8882 bytes)

 МОСКОВСКИЕ ПАССАЖИ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

И.А.Прокофьева, кандидат архитектуры В.Л.Хайт, член-корреспондент РААСН

№ 1 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

ДАТЫ, СОБЫТИЯ,ФАКТЫ
В.И. Ресин 
Пять лет не прошли даром 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Н.Н. Никонов
Чувствовать время

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
МНИИТЭПу - 50 лет

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.М. Журавлев
Ровесник века 

ПОЧТА

МНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ
Ф.И. Лимонова 
Выбрать квартиру - это просто?

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Памяти Ф.Я. Каменского
Прогрессор

АРХИТЕКТУРА И ...
В.Б. Устин
Интерьер: "Пан Спортсмен" поднимает планку

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
А.Н. Дмитриев
Стандарт ISO 9000. Заметки из Чехии

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
И.А. Прокофьева, В.Л. Хайт
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра .

ВЕРНИСАЖИ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
А.М. Кожевников, Ю.В. Ерофеев
Итоги архитектурного конкурса "S-FORT 2000"

РИСУЮТ АРХИТЕКТОРЫ
А.М. Косогов
Искусство акварели и зодчества

Схема размещения пассажейв центре Москвы (1913 г.)
1. Галерея Голицына. Архитектор М.Быковский
2. Солодовниковский пассаж. Архитектор Н.Никитин
3. Александровский пассаж 
4. Джамгаровский пассаж. Архитектор А.Резанов
5. Лубянский пассаж. Архитектор неизвестен
6. Тверской пассаж. Архитектор Н.Струков
7. Верхние Торговые ряды. Архитектор А.Померанцев
8. Петровский пассаж. Архитектор С.Калугин
9. Голофтеевский пассаж. Архитектор И.Рерберг

В XIX веке архитектура Москвы обогатилась новым типом общественного сооружения - пассажем, основа которого - протяженное торгово-пешеходное пространство со светопрозрачным покрытием. Построенные по западным образцам, московские пассажи быстро, учитывая здешний климат, приобрели популярность и значительно обогатили как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города.

В связи с тем, что в XIX веке во всех крупных европейских городах исторические центры уже были осознаны как культурная ценность, новое строительство для современных функций в главных городских районах не должно было нарушать особенности их застройки, а органически включиться в нее, сделать ее более целесообразной. Этой задаче наиболее отвечал именно пассаж. Объединяя две (а иногда более) магистрали или площади, он представляет собой симметричную улицу, доступную только пешеходам и защищенную от непогоды. Фасады магазинов, выходящие в застекленный проход, симметричны и одинаковы на всем протяжении, что отличает пассаж от обычной коммерческой улицы.

Верхние Торговые ряды (ГУМ).Интерьер средней линии.
Фото И.A.Прокофьевой

 Симметрия и регулярность, лежащие в основе архитектурно-планировочного решения пассажа, порождены господствовавшим в XIX веке мнением, что именно они придают парадность любому общественному сооружению.

План.

Джамгаровский  пассаж.
Разрез. Фото И.А.Прокофьевой

Горожане называли пассаж "улицей, заключенной в стекло". Здесь можно было гулять, отдыхать в кафе или ресторане, делать покупки, назначать встречи с друзьями, просто укрыться от непогоды или использовать галерею пассажа для кратчайшего прохода из одного оживленного пункта к другому. В результате такой тип сооружения явился калейдоскопическим отражением всей полноты городской жизни.

Петровский пассаж. Фото И.А.Прокофьевой

План.

Первый пассаж - Галери де Буа - был построен в 1788 году в Париже, во дворце Пале-Рояль. Однако он еще не имел стеклянного покрытия. Свет попадал в галерею через небольшие квадратные проемы, расположенные под самой крышей (принцип базиликального освещения). Сплошное стеклянное покрытие впервые появилось в 1808 году над парижским пассажем Делорм. К середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. Тогда же идею подхватили архитекторы других стран, причем они стремились превзойти парижан масштабами и грандиозностью и создать "свой собственный Пале-Рояль". За довольно короткий срок пассажи появились практически в каждой столице, став символом процветания и благополучия.

Конкурсный проект реконструкцииквартала между улицами Большая Ордынка, Пятницкая и Климентовским переулком. Архитекторы А.Боков, М.Крышталь, Д.Рябиков, М.Зюзин. Вход с улицы Большая Ордынка. 
Фото с макета и план

Галерея Витторио Эммануеле II, построенная в 1877 году в Милане, - одно из наиболее значительных сооружений этого типа. Ее проходы, соединив две центральные площади, открывались в городское пространство высокими арками, не имеющими дверей (которые в более суровом северном климате необходимы), и поэтому походили на парадные городские улицы.

Проект расширения ЦУМа. Архитекторы А.Меерсон, В.Воронова, М.Ерохин.
Перспектива пассажа

Торговый дом «Французские галереи» в Ветошном переулке. Архитектор Л.Казакова (реконструкция Пантелеймоновского подворья).Интерьер. Фото И.А.Прокофьевой

В Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей: Галерея Голицына (1835-1839), Солодовниковский (1862-1884), Александровский (около 1865), Джамгаровский (1870-1877), Алексеева (1873), Лубянский (1882-1885), Тверской (1887-1895), Верхние Торговые ряды (1889-1894), Петровский (1904-1906) и Голофтеевский (1912-1913).

Родоначальницей здесь можно считать Галерею Голицына, возникшую на месте проезда между улицами Петровкой и Неглинной. Это было двухэтажное здание с одним проходом, покрытым двухскатной стеклянной крышей, и двумя симметрично расположенными рядами магазинов.
В середине 70-х годов XIX века рядом с Галереей Голицына появились Солодовниковский и Александровский пассажи, которые образовали большой общественно-торговый комплекс с удобными коммуникациями.

Вскоре по соседству, на Кузнецком мосту, был возведен значительный Джамгаровский пассаж (архитектор А.Резанов). Он оказался вдвое выше окружающей застройки и поэтому многие годы являлся композиционной доминантой улицы. Сквозной проход, устроенный в 1879 году, превратился в одну из важнейших пешеходных артерий центра города.

Верхние Торговые ряды (архитектор А.Померанцев, инженер В.Шухов), расположенные на Красной площади, занимают особое место среди своих собратьев: это пример взаимодействия европейской традиции строительства пассажей и отечественной традиции строительства торговых рядов.

Петровский пассаж (архитектор С.Калугин), названный современниками произведением "стеклянной архитектуры", относится к числу сооружений, в которых воплотились все основные характерные градостроительные и композиционные идеи пассажа. В 1903 году на территории планируемого строительства насчитывалось 27 в основном каменных объектов. Появление на их месте большого здания с проходами, соединившими улицы Петровку и Неглинную, заметно улучшило общую картину застройки. В 1996 году Петровский пассаж был реконструирован и отреставрирован. К сожалению, впоследствии арендаторы во многом нарушили его планировочную структуру и отделку, в частности закрыли большинство столь важных поперечных связей между линиями.

Голофтеевский пассаж (архитектор И.Рерберг), возведенный из железобетона, стекла и металла на месте Галереи Голицына, - последнее сооружение этого типа, появившееся в Москве в начале ХХ века. К тому времени район улиц Петровка, Неглинная, Пушечная, Кузнецкий мост, объединенных сквозными пассажами, представлял собой крупный пешеходно-торговый узел Москвы, который мало в чем уступал подобным районам Парижа, Милана, Берлина.

Удобство и эффективность архитектуры "больших пространств", наиболее ярко представленной пассажами XIX-XX веков, - вне сомнения. Сегодня в градостроительстве наблюдается тенденция разделения транспортных и пешеходных территорий, создания комфортабельных пешеходных зон, отделенных от магистралей и защищенных от неблагоприятных погодных условий. В этом смысле архитектура "больших пространств" имеет широкие перспективы развития. В последние десятилетия почти все вновь строящиеся городские и большинство загородных торговых центров в зарубежных странах компонуются на основе пассажей (единичных, параллельных и пересекающихся) и их расширений в виде атриумов. В процессе реконструкции исторической застройки создаются целые системы пассажей, как, например, в Гамбурге. Здесь и пешеходные проходы, и мелкорозничная торговля, а на пересечениях и разветвлениях - места выступлений небольших эстрадных групп, детских коллективов, молодежных "тусовок".

Корпуса Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами на Краснопресненской набережной соединены внутренними улицами, перекрытыми стеклянными сводами и раскрывающимися во внутренние же "площади" - атриум и просторные вестибюли. Плотность функций и пешеходных потоков современных городов настоятельно требует развития сети пешеходных трасс в дополнение к существующей уличной сети, что во многом может быть реализовано путем создания пассажей - особенно в условиях реконструкции. Не случайно пассажи играют все более заметную роль в структуре центра Москвы: галерея "Актер", полуподземный "Тверской пассаж" у западного входа станций метро "Пушкинская" и "Тверская"; фактически пассажами (без светопрозрачного покрытия и с односторонним размещением магазинов) являются многие подземные пешеходные переходы; пассажи организуют пространство торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади; современными стеклянными переходами-пассажами стали торгово-пешеходный мост "Багратион", ведущий на территорию будущего делового центра Москва-сити, и пока не оборудованный в торгово-развлекательном отношении пешеходный мост - бывший железнодорожный, а ныне пешеходный Андреевский, передвинутый вниз по течению Москвы-реки и соединивший Фрунзенскую набережную с ЦПКиО имени Горького. Таким будет и передвинутый к Киевскому вокзалу Краснолужский мост.

Но это только начало. Следует основательно продумать использование и застройку значительной части московских дворов с организацией проходов через них в виде пассажей; ряд торговых улиц стоит перекрыть стеклянными сводами. Одним из первых шагов должно стать воссоздание Джамгаровского пассажа между старинными торговыми улицами Кузнецкий мост и Пушечной. Целесообразно восстановить исторические объем и структуру ЦУМа с вводом новых, частично уже запроектированных пассажей на месте Солодовниковского и Голофтеевского.
Пассажи в традиционных торгово-общественных зонах центра Москвы следует располагать в основном в направлении существующей цепочки проходных дворов: от площади Пушкина до Глинищевского переулка и дальше - до открытого двора, раскрывающегося аркой к памятнику Юрию Долгорукому. Перспективны традиционные пешеходные направления от Столешникова через Дмитровский переулок и Кузнецкий мост до Большого театра, от площади Революции до улицы Никольской, от Пятницкой до Ордынки и другие. Стоит превратить в пассаж часть застраиваемого внутреннего двора гостиницы "Москва".

Авторы считают, что обширная сеть пассажей, с активно освоенным подземным пространством, значительно обогатит функциональное содержание и архитектурный облик исторического центра Москвы; новые же торговые комплексы на окраинах необходимо изначально проектировать на основе пассажей-"моллов". 

Как видим, перспективы у этих общественных сооружений - большие.