log.jpg (8882 bytes)

 ИСКУССТВО АКВАРЕЛИ И ЗОДЧЕСТВА

А.М.Косогов, профессор МАрхИВ 

№ 1 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

ДАТЫ, СОБЫТИЯ,ФАКТЫ
В.И. Ресин 
Пять лет не прошли даром 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Н.Н. Никонов
Чувствовать время

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
МНИИТЭПу - 50 лет

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.М. Журавлев
Ровесник века 

ПОЧТА

МНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ
Ф.И. Лимонова 
Выбрать квартиру - это просто?

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Памяти Ф.Я. Каменского
Прогрессор

АРХИТЕКТУРА И ...
В.Б. Устин
Интерьер: "Пан Спортсмен" поднимает планку

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
А.Н. Дмитриев
Стандарт ISO 9000. Заметки из Чехии

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
И.А. Прокофьева, В.Л. Хайт
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра .

ВЕРНИСАЖИ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
А.М. Кожевников, Ю.В. Ерофеев
Итоги архитектурного конкурса "S-FORT 2000"

РИСУЮТ АРХИТЕКТОРЫ
А.М. Косогов
Искусство акварели и зодчества 

Белом зале Московского архитектурного института (Государственной академии) под девизом "Города мира" состоялась выставка акварелей профессора кафедры живописи МАрхИ, лауреата премии Совета Министров СССР Анатолия Михайловича Косогова, посвященная 70-летию со дня рождения признанного мастера и почти полувековому юбилею его производственной, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Экспонировалось свыше 60 работ: архитектурные образы городов Старого и Нового Света, городские и сельские пейзажи, портреты современников. Для манеры автора характерны образность, яркая эмоциональность, интересные колористические решения, уверенное владение техникой. Чувствуется, что он прошел хорошую школу, опираясь в своем творчестве на своеобразно интерпретированное наследие известных отечественных мастеров - А.В.Фонвизина, Ф.Ф.Платова, А.Б.Постеля, А.П.Остроумовой-Лебедевой.

Персональная выставка для художника - это вегда волнение, ведь он делится со зрителем самыми сокровенными чувствами и мыслями. В атмосфере выставки проверяется, насколько твои работы затрагивают другого человека, верно ли избранное тобой творческое направление, не притупилась ли в погоне за техническим совершенством непосредственность восприятия бытия, многообразной красоты окружающего мира.

Наиболее сложная проблема в искусстве - поиск изобразительных средств. Для меня как художника и архитектора оптимальная техника - акварель, позволяющая оперативно и с большой достоверностью выполнять топографические рисунки, лишь слегка подкрашенные. Их основой является карандашный набросок, на который серой размывкой накладываются тени, а поверх - легкие локальные цвета. Это дает возможность обобщенно и в то же время узнаваемо передать композиционную основу, пластическую структуру и цветовую гамму городского пейзажа.
В эпоху итальянского Возрождения акварельная техника являлась не более чем подсобным средством при разработке эскизов станковых картин и монументальных росписей. Со временем стало ясно, что она располагает и собственными изобразительными возможностями. Это доказала прославленная школа английских акварелистов: Р.Бонингтон, Т.Гертин, Д.Котматн, Д.Констебль и, наконец, Д.Тернер. Широко известны акварели испанца М.Фортуни, блестяще писали в этой технике французы Э.Делакруа и К.Коро, много прекрасных портретов и пейзажей создали наши соотечественники: И.Е.Репин, В.А.Серов, М.А.Врубель, И.И.Левитан, С.В.Герасимов и другие. 
В своей работе я применяю различные приемы. Пишу на влажной бумаге "по мокрому" - при этом красочные слои, сливаясь, образовывают живописные затеки, тончайшие валеры, прозрачные и звучные цветовые пятна; пишу и "по сухому", накладывая краски отдельными мазками, рождающими причудливую цветовую мозаику. Использую я не только мягкие колонковые и беличьи кисти, но и плоские щетинистые, позволяющие не просто наносить, но и втирать краску в зернистую бумагу, получая фактуры, придающие изображаемым предметам материальность и колористическую цельность. Есть у меня и лично мною наработанные приемы.

Видеть все новые города и страны и отображать увиденное в красках для меня - творческая потребность. Поездок без альбома и акварели попросту не мыслю.

Современный город в своей историко-архитектурной ретроспективе является неповторимым сплавом различных стилей, перспектив, панорам, разнохарактерных застроек. Здесь и память столетий, и живое биение пульса сегодняшнего дня. Передать все это невозможно только бездумным копированием натуры с применением шаблонных технических приемов - требуется в каждом случае найти единственный и неповторимый, присущий именно данному месту и данному времени образный язык. Взять российский городской пейзаж. Работая над ним, прежде всего задумываешься о том, что отечественная архитектура есть по преимуществу своеобразная историко-духовная летопись нашего государства. За внешней простотой и лаконичностью древних новгородско-псковских храмов и монастырей - целая эпоха. Русский храм на необъятном земном просторе, устремленный в необъятные небеса, - символ души народной.

Акварель - это прозрачность красок, уникальные фактура и тон, насыщенность и чистота цвета, неисчерпаемое богатство нюансировок в пространственных построениях (черта особо ценная в архитектурном смысле), что позволяет ей подниматься до высот монументальности, а не оставаться лишь узкоприкладной техникой подкраски проектов.

На кафедре живописи студент овладевает сложнейшими вопросами проблематики цвета, его психофизиологического и эмоционального воздействия на человеческое восприятие объемно-пространственных соотношений. Все это - необходимейший компонент архитектурного образования. Ибо без художественной подготовки архитектор не сможет создавать произведения, которые останутся в веках.