log.jpg (8882 bytes)

 Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы

А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин,Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко,Т.А.Стецюк, А.В.Болдин 

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

Незабываемый облик столицы, ее индивидуальное своеобразие создает, прежде всего, традиционная пространственная структура, складывавшаяся на протяжении более чем 850-летней истории города. Сегодня она представляет не только культурную ценность, но и генетическую основу устойчивого развития всей московской агломерации. Особую роль в ее формировании сыграл холмистый естественный рельеф, разделенный поймой Москвы-реки и изначально густой сетью ее притоков. Особенности рельефа и расположение крупных зеленых массивов закрепились трассами железных дорог, проявились в специфике планировки секторов и кольцевых зон города.

Сложившаяся планировочная сетка Москвы позволяет выделить на плане города семь вееров улиц, расходящихся из ядра исторического центра, ограниченного Садовым кольцом. Каждый веер имеет свою характерную конфигурацию. Представление основной массы жителей о пространственной структуре города определяют, прежде всего, общегородские центры и объекты, обладающие особой культурной значимостью (памятники градостроительства, архитектуры, истории и культуры, садово-паркового искусства), а также природные элементы городского ландшафта (поймы рек, лесные и лесопарковые массивы). Все эти объекты взаимосвязаны двумя формами пространственной ориентации, обусловленными холмистым рельефом Москвы: системой панорам и уличных перспектив.

Основой специфически московского ландшафта являются зоны активного понижения рельефа, поддержанного снижением этажности фоновой застройки. «Нанизанные» на ось Москвы-реки и ее притоков, они формируют «цепочки» панорамных раскрытий многоплановой застройки и узнаваемых высотных ориентиров, давая человеку целостное представление о пространственной структуре города и его положении в нем. Развитие системы таких панорамных видов включает как регулирование высоты фоновой застройки, так и постановку высотных зданий, оформление видовых площадок, откосов, набережных в местах пересечения наиболее важных планировочных направлений и узлов с границами плоского и понижающего рельефа. Другая форма зрительных связей распространяется по каналам улиц и узлам площадей. Уличная сеть пронизывает все городские территории, особое значение приобретая на участках плоского рельефа. Взаимодополняющая «работа» панорам и уличных перспектив как единого пространственного каркаса Москвы обеспечивает целостность зрительного восприятия города.

За время существования Москвы естественный рельеф на ее территории изменился, но сохранились общий рисунок водоразделов и соотношения высот, исторически сложилось сочетание, с одной стороны, урбанизированного, а с другой — природного каркаса города. Природный каркас составляют крупные зеленые массивы и долины Москвы-реки, Яузы, малых рек. Генплан предусматривает развитие пространственной непрерывности природного каркаса путем восстановления утраченных ландшафтов долин малых рек и создания новых озелененных территорий.

Основная часть урбанизированного пространственного каркаса представлена зоной размещения и развития системы общегородских центров Москвы, обеспечивающей структурное единство и композиционную целостность города. Система общегородских центров включает наиболее градостроительно значимые ансамбли и территории, которые вместе создают облик общественно-политического и культурного центра государства, и районы многофункционального использования в пределах Садового кольца и внешнего пояса исторического города.В срединной зоне традиционная основа развития системы общегородских центров — важнейшие транспортные узлы и магистрали, крупнейшие научные, учебные, лечебные, спортивные, культурные и рекреационные объекты, районы концентрации правительственных учреждений и общественно-деловых комплексов. В периферийной части Москвы формируются центры крупных жилых массивов и местная сеть рассредоточенных объектов, обеспечивающих социально гарантированный уровень обслуживания.

Ведущей тенденцией перспективного этапа развития системы общегородских центров является усиление значимости исторического наследия и постепенное перемещение массовых обслуживающих функций в срединный пояс столицы. В районах концентрации центроформирующих объектов и размещения новых комплексов складываются крупные зоны перспективного многофункционального развития: Хорошево-Ленинградская, Тимирязевско-Останкинская, Измайловско-Преображенская, Рязанско-Люблинская, Варшавско-Коломенская, Филевско-Кунцевская. Для Центрального административного округа ведущими функциями остаются административно-деловые и культурно-информационные; для Северного — учебные и спортивные; для Северо-Восточного — культурно-информационные и торговые; для Восточного — рекреационные; для Юго-Восточного и Северо-Западного — рекреационные и торговые; для Южного и Юго-Западного — научные и культурно-рекреационные; для Западного — учебные и представительские.

Приоритетные направления развития системы центров:— в историческом ядре города — сохранение исторического наследия и развитие системы общественных пространств (пешеходных зон, мемориальных, «памятных», туристических маршрутов) и общедоступных объектов информационно-культурной специализации, завершение формирования площадей Садового кольца и создание новых многофункциональных комплексов во внешней зоне исторического ядра;— в срединном поясе города — создание крупных зон перспективного развития с формированием градостроительных ансамблей основных городских магистралей, площадей и важнейших транспортных узлов, размещение в них уникальных объектов общегородского значения, развитие существующих и строительство новых многофункциональных и специализированных городских центров;— в периферийных районах города — развитие сети местных центров крупных жилых массивов и формирование специализированных зон культурно-информационного, природно-рекреационного и спортивного значения.

В наиболее обобщенном виде изменение пространственной структуры города отражают материалы градостроительного зонирования. Сохраняется функциональное использование 58% территории (наибольшая доля радикальных изменений приходится на производственные территории и сосредотачивается в срединной и периферийной зонах города). Показателем гармонизации функциональной структуры является изменение соотношения территорий специализированного и смешанного использования по кольцевым зонам (для центра — 30 к 70% против 45 к 55% в настоящий момент, для срединной зоны — 50 к 50% против 70 к 23%, для периферии города — 70 к 30%).Строительное зонирование предусматривает изменения характера застройки примерно на половине территории города. Основная часть изменений сосредоточена в срединной зоне, где сконцентрированы наименее эффективно используемые и наиболее экологически опасные производственные объекты, находящиеся в угнетенном состоянии природные и озелененные территории, амортизированная застройка, памятники архитектуры и садово-паркового искусства, важнейшие транспортные узлы, объекты инженерной инфраструктуры. По всему городу увеличивается доля застройки смешанной этажности.

Основной тенденцией ландшафтной реорганизации Москвы является сбалансированное увеличение доли природных и озелененных территорий: в срединной зоне — за счет реконструкции и комплексного благоустройства слабоозелененной и неблагоустроенной застройки; на ранее присоединенных территориях и за пределами МКАД — за счет завершения нового строительства. А также создание единой сетевой структуры частично застроенных и частично урбанизированных ландшафтов — специфического «буферного» слоя полуоткрытых пространств, снижающих техногенное воздействие зон городской активности на природные территории. Развитие природно-ландшафтного каркаса предусматривает воссоздание его исторических элементов — долин малых рек и формирование новых зеленых пространств. Архитектурно-пространственная организация этого каркаса направлена на сохранение, выявление, зрительное раскрытие и акцентирование исторически характерных панорам, садово-парковых комплексов и всего силуэта города. Урбанизированный каркас характеризуется наиболее высокой интенсивностью деятельности и использования территории. Его развитие предусматривает совершенствование исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры, усиление роли исторического центра как национального культурного и общественного символа, акцентирование главных радиальных и кольцевых транспортных связей и узлов системой крупных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов, формирование новых и завершение существующих кольцевых и радиальных элементов — Третьего кольца, дублеров главных магистралей. Архитектурно-пространственная организация урбанизированного каркаса направлена на зрительное акцентирование его характерных элементов (ансамблей площадей и крупных градостроительных комплексов, высотных доминант), фронтальной застройки главных общественных улиц, выявление контрастного силуэта города.В контактных зонах природно-ландшафтного и урбанизированного каркасов предусматривается развитие существующих и создание новых общественных рекреационных, спортивных, досуговых градостроительных комплексов, формирование архитектурно-пространственных, ландшафтных, садово-парковых ансамблей и композиций, основанных на принципах контраста, взаимодействия и взаимопроникновения.

В контактных зонах природно-ландшафтного каркаса и территорий, не входящих в состав урбанизированного каркаса, предусматривается формирование зон с пониженной плотностью застройки и с преобладанием открытых озелененных пространств.

Наиболее радикальные преобразования планировочной и архитектурно-пространственной структуры города намечаются в «срединном поясе» Москвы (в зоне реконструкции Малого кольца Московской железной дороги). Они направлены на создание кольцевой системы автомобильного и внеуличного пассажирского транспорта, реорганизацию примыкающих к ней производственных и жилых территорий, формирование кольца крупных общественно-деловых градостроительных комплексов.

В периферийных районах Москвы будет осуществлена планировочная и архитектурно-пространственная структуризация прежде всего крупных жилых массивов — формирование системы центров, общественных и пешеходных зон, озелененных территорий жилых районов, микрорайонов, жилых групп и комплексов; уплотнение сети местных улиц и кварталов; формирование жилой среды, сомасштабной человеку и гармонично взаимодействующей с городскими и пригородными природными ландшафтами.

В историческом центре предусматривается сохранение, воссоздание и акцентирование сложившейся планировочной и архитектурно-пространственной структуры ансамблей главных улиц, площадей, парков, бульваров и скверов, структуры уличной сети, сети кварталов, домовладений, структуры исторических морфотипов застройки; формирование системы пешеходных зон, улиц и маршрутов; воссоздание утраченных элементов исторического природно-ландшафтного каркаса.