ВАДИМ ГРИГОРЬЕВИЧ МАКАРЕВИЧ

Я. Ш. Каждан

Русская линия

№ 2-3 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Проект и реализация - гаранты безопасности среды жизнедеятельности

В.И. Ресин
Обеспечение безопасности - первостепенная задача градостроительного комплекса столицы

В. М. Бондаренко
К вопросу о конструктивной безопасности и живучести строительного основного фонда России

Ю. А. Сдобнов
Город как система рисков

Ю. П. Панибратов
Проектирование и строительство в условиях Санкт-Петербурга

А В. Анисимов
Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности

Л. В. Хихлуха
Жилищное строительство: уроки прошлого и задачи настоящего

С. М. Лыжин
Возрастная структура населения в домах массового жилищного строительства

Н. И. Карпенко, В. Н. Ярмаковский
О ресурсном обеспечении национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

С. Г. Головнев
Обеспечение качества и безопасности возводимых зданий средствами строительных технологий

Ю. А. Табунщиков
Строительные концепции зданий XXI века в области теплоснабжения и климатизации

Медали и дипломы РААСН

Ю.С. Янковская
К истории несостоявшейся школы

В. А. Соловьев
Красные ворота

Я. Ш. Каждан
Вадим Григорьевич Макаревич


В Московском архитектурном институте преподавало много ярких творческих личностей. Но даже и на таком фоне профессор В. Г. Макаревич (1924-1999) выделялся своей незаурядностью. Пожалуй, главной его чертой являлось то, что он, по словам дочери, Н. В. Макаревич, был "уникален (...) успешностью во всем, чем занимался".Вадим Григорьевич Макаревич

В. Г. Макаревич родился в Москве. Мать - заслуженная учительница РСФСР - сумела привить сыну собранность, трудолюбие. В школе он учился на "отлично", увлекался математикой и рисованием. В 1941 году Вадим поступает в Московский авиационный институт на самолетостроительный факультет. Но учебу прервала Великая Отечественная война. Сомнений у юноши не возникло: на фронт в действующую армию! Однако его просьбу отклонили, направив в числе других студентов МАИ в войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) 6-й авиационной армии, обороняющей Москву. Здесь Вадим Макаревич находился до декабря 1941 года, а затем вместе с институтом был эвакуирован в Алма-Ату. Оттуда он вновь пишет заявление в военкомат с просьбой о зачислении в армию. На сей раз он становится курсантом Харьковского артиллерийского училища, эвакуированного в город Фрунзе. После окончания училища (1943) молодого офицера назначают командиром взвода артиллерии 12-й гвардейской воздушно-десантной бригады. Гвардии лейтенант Макаревич участвует в боях, награждается орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Москвы", "За победу над Германией" и другими. В декабре 1943 года на Карельском фронте он получает тяжелое ранение и после излечения в сентябре 1945 года увольняется из рядов Советской Армии.

В госпитале впечатлительный, художественно одаренный юноша серьезно задумался о дальнейшей перспективе. Он мог вернуться в МАИ, однако стоящие перед глазами руины городов и желание участвовать в восстановлении разрушенного привели его в Московский архитектурный институт, студентом которого Макаревич стал в 1945 году. Блестящая память, трудолюбие, самодисциплина, талант обеспечили ему отличные результаты в учебе. Он - сталинский стипендиат, активный член студенческого научного общества, участник исследования оборонительных сооружений северо-западных русских городов XII-XVI веков, за что получил первую премию на Московском смотре студенческих работ (1950). В течение ряда лет В. Г. Макаревич редактировал институтскую стенгазету "За архитектурные кадры".

На последних курсах В. Г. Макаревич увлекся проблемами света в архитектуре, особенно после занятий в семинаре заведующего кафедрой светофизики профессора Гусева. В лаборатории ЦНИИСа он провел эксперименты по выявлению взаимозависимости освещения и восприятия архитектурной формы.

В 1951 году Вадим Григорьевич защитил дипломный проект на тему "Колхоз Горки", получив "отлично". До перехода в МАрхИ он работал старшим архитектором в мастерской Горстройпроекта, принимает участие в ряде конкурсов: "Монумент Победы в Таллине" (1952, соавтор, II премия), "Пантеон Вечной Славы" (1953), монумент В. И. Ленина (1955, автор, скульптур Кибальников, II премия), монумент К. Марксу в Москве (1955, скульптор Кербель, I премия) и другие. По проекту В. Г. Макаревича в 1958 году построен павильон Юннатов на ВДНХ. Одновременно Вадим Григорьевич занимался в аспирантуре МАрхИ темой "Вопросы архитектурной пластики в связи с условиями естественного освещения", провел работу по улучшению освещенности на 2-м московском часовом заводе.

В силу ряда обстоятельств готовую диссертацию он не защитил. Позднее в соавторстве с Н. М. Гусевым, В. Г. Макаревич написал книгу "Световая архитектура" (М., 1973), в которой не только проиллюстрировал самые интересные разделы, но и "ярко, талантливо отразил содержание не защищенной им диссертации" (профессор Н. И. Щепетков).

В МАрхИ на кафедру светофизики Макаревич пришел в 1956 году; с 1977 по 1988 год работал на кафедре "Основы архитектурного проектирования" доцентом, а далее до оставления преподавания по болезни (1993) профессором. Он сделал ряд важных практических предложений - например, "в области пластического решения фасадов индустриального типа зданий с использованием света как одного из средств выразительности", как отметил в 1957 году профессор Н. М. Гусев, подготовил новые лабораторные работы и оборудование по курсу "Архитектурная светотехника". Последние, по мнению коллег, свидетельствовали об умении Макаревича связывать задачи строительной физики с практикой проектных заданий.

"В курсовых работах студентов 4-го курса по светотехнике, - вспоминает профессор Щепетков, - вместо скучных академических заданий он внедрял новую тематику световой архитектуры. На лекции В. Г. Макаревича студенты шли с большим желанием и интересом. Мастерски и непрерывно в течение лекции иллюстрируя свои мысли меловыми рисунками на доске, он увлекательно импровизирован на заданную тему". В. Г. Макаревич написал лучшее методическое пособие "Инсоляция в архитектурном проектировании" (1973). В нем "и в лекциях он, - по рассказам все того же профессора Щепеткова, - ввел в оборот ряд новых терминов (яркостная инверсия, стереон солнечных лучей и другие), которыми мы пользуемся и сегодня".

В 1957 году В. Г. Макаревич участвовал в оформлении Белорусского и Киевского вокзалов ко Всемирному Дню молодежи и студентов. "Своеобразная красивость" его проектов была замечена, и в 1958 году он получил предложение принять участие в художественном оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе, став в итоге лауреатом международной премии "Гран-При". После Брюсселя Макаревич в числе прочих оформлял выставки в Генуе и Париже. На ЭКСПО-67 (Монреаль) павильон СССР (архитекторы М. Посохин, А. Мдоянц, Б. Тхор, А. Кондратьев, Р. Кликс) с экспозицией по его проекту поразил публику не только новизной конструктивного, но и необычностью экспозиционного принципа: нижний уровень - океан, средний - земля, верхний - атмосфера и космос. Объединению экспозиции в единое целое служили световые эффекты - например, модель электронного луча. "Эти пульсирующие вспышки света, - писал позже автор, - были хорошо видны снаружи, особенно в вечерние часы, когда павильон сиял как огромный кристалл". Генеральный комиссар секции СССР на ЭКСПО-67 в письме на имя ректора МАрхИ отметил, что "В. Г. Макаревич в составе авторского коллектива создал экспозицию в Советском павильоне, находящемся в центре внимания мировой общественности, и его творческий вклад на протяжении полуторалетней работы заслуживает самой высокой оценки и благодарности".

После этого приглашения посыпались одно за другим. На протяжении почти 20 лет редкая советская выставка за рубежом обходилась без участия Макаревича в ее проектировании, экспонировании или художественном оформлении: Польша, Швеция, Испания, ГДР, Иран, Индия, Австралия...

Но выставки - это была, как говорится работа по совместительству, главным неизменно оставались преподавание и наука. Вадим Григорьевич много проектирует (в числе прочего выполняет проекты планировки и благоустройства площадей в аэропортах Адлера и Краснодара, проект монумента Победы в Смоленске), пишет книгу "Уметь видеть Солнце", статьи "Начертательная геометрия солнца как компонент архитектурного проектирования", "Об архитектурной оценке качества освещения станций Московского метрополитена" (совместно с Н. И. Щепетковым).

Немало интересного происходит и в педагогической деятельности В. Г. Макаревича. Здесь он открывал новые пути. На фоне сложившейся методики преподавания основ архитектурного проектирования он ввел оригинальный метод использования диффузного освещения при отмывке проектов. "В группах В. Г. Макаревича появились проекты студентов 1-2 курса с осмысленным изображением реального солнечного и особенно рассеянного небесного света (чего раньше никогда не было), суховатые академические отмывки наполнились лирическими, драматическими эмоциями и графически стали очень красивы и разнообразны" (профессор Щепетков).

Был он не только преподавателем, но и воспитателем, утверждая: "Воспитательная работа неотделима от профессиональной, т. к. профессиональное обучение основывается на взаимоуважении педагога и студента, а это не что иное, как то, что мы называем воспитательной работой. Считаю вправе помогать студенту, который этого заслуживает. Показываю часто свои собственные работы. Разговор на материале собственных работ полезнее, чем просто разговоры".

Доцент А. М. Баталов, многолетний сотрудник В. Г. Макаревича вспоминает:

"Вадим Григорьевич обладая богатым художественным опытом, был интересным и увлекательным преподавателем. В каждое студенческое задание он вносил что-нибудь новое, до этого не существовавшее.

Со стороны казалось, что его творческой фантазии нет предела. Любил студенческие идеи, и от его прикосновения к простым изображениям происходили "метаморфозы", когда, казалось, "слабая" работа под рукой мастера на глазах доводилась до метфондовской оценки".

Отличный рисовальщик, мастер цвета и объемно-пространственной композиции, Вадим Григорьевич пользовался огромным авторитетом среди студентов: в его группу стремились попасть все. Увлеченность Макаревича заражала и творчески мобилизовывала слушателей: не случайно многие из них удостаивались высоких наград на всесоюзных конкурсах студенческих работ. При этом мэтр не ограничивался работой со студентами в институте, нередко он собирал своих учеников у себя дома.

Доцент А. М. Баталов:

"Я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы он кому-либо сказал что-то неприятное или оскорбительное. Он не мог, т. к. был воспитанным, деликатным и глубоко интеллигентным человеком. Конечно, он не обойден человеческими слабостями, но, обращаясь к прошлому, я не могу найти у Вадима Григорьевича отрицательных черт".

Не зря говорят: если человек талантлив, он талантлив во всем. Это убедительно подтверждается на примере профессора Макаревича. Его деятельность трудно уложить в рамки одной профессии. Талантливый архитектор он прекрасно рисовал, в том числе дружеские шаржи на коллег ("Я не помню ни одного случая браковки рисунка, - говорил А. М. Баталов. - Каждый из них он доводил до кондиции. Меня увлекала манера его работы. Рисунки-шаржи вылетали из-под его руки, как испеченные блины. При этом скорость не влияла на качество каждый рисунок передавал не только сходство, но и особенности характера персонажа, его внутренний мир"), писал книги, стихи, работал в области света, скульптуры и графики, знал и любил музыку, самостоятельно выучившись играть на пианино.

Увлеченность отца архитектурой передалась детям Андрею и Наталье. Они поступили в Московский архитектурный институт, но Андрей впоследствии полностью посвятил себя музыке, став известным музыкантом и певцом, лидером группы "Машина времени". Наталья же пошла по стопам отца...