Город и человек

Проблемы управления жилищным фондом России

Русская линия

№ 3 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3


Содержание номера:

Общее собрание РААСН-2007

А. И. Солунский, О. В. Калиниченко, А. Р. Введенский
Роль высотного жилого комплекса при реконструкции массовой застройк

Б. Х. Бухарина
Земля «отдаст» металл

А. А. Артемьева
Московский стиль в прижелезнодорожной архитектуре Дальнего Востока

Ю. П. Григорьев – А. Р. Введенский
«У индустриального домостроения в столице большое будущее...»

Проблемы управления жилищным фондом России

Н. Г. Григорьев
«Московские Альпы»

В. А. Соловьев
«Труба»

И. Н. Сергеев
Царицынские мельницы XVIII века

Б. М. Нарбаев
Научное обоснование практики реконструкции и реновации жилых кварталов современного города

 

Вопрос этот весьма редко рассматривается в изданиях, посвященных архитектуре и строительству. Судьба того или иного объекта (например, жилого дома) в них, как правило, прослеживается (является «интересной») от стадии проектирования до момента «сдачи ключей», а дальше он словно перестает существовать (быть «интересным»). По крайней мере если о нем и говорят, то имеют в виду преимущественно его архитектурные особенности, но не функциональность и все что с ней связано. Однако объект существует - и в качестве эксплуатируемого несравнимо дольше, чем в качестве проектируемого или возводимого. И проблем тут возникает не меньше, если не больше - технических, финансовых, хозяйственных, юридических, социальных...

24-25 апреля 2007 года в Москве прошла Всероссийская конференция «Система управления жилищным фондом России». В ней приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, делового и научного сообществ, отраслевых союзов и объединений, управляющие многоквартирными домами. В процессе обсуждения ключевых проблем реформирования управления многоквартирными домами были выработаны совместные предложения, направленные на принятие эффективных организационно-управленческих решений в жилищной сфере.

Журнал «Архитектура и строительство Москвы» не мог, в силу названных причин, не откликнуться на это мероприятие. Ниже публикуется пост-релиз конференции, достаточно подробно отражающий ее проблематику.

Сегодня самые часто задаваемые вопросы жителей многоквартирных домов - куда уходит ЖЭК, что будет с управлением домами, насколько возрастет стоимость управления и коммунальных услуг, когда будут выполнены капитальные ремонты домов? Жители по-прежнему не знают всех проблем организации в их домах товариществ собственников жилья, не понимают, как относиться им к предложениям новых частных управляющих компаний и где гарантии, что новые управляющие будут лучше, чем неэффективные, но такие привычные техники-смотрители и слесари из старых анекдотов.

По результатам приватизации жилищных фондов граждане России получили в собственность уже более 75% площади жилищ. Но вместе с правами на жилую недвижимость к гражданам перешло и бремя содержания самих квартир, а также и общего имущества всех собственников в многоквартирных домах (подъездов, крыш, лифтов, подвалов и так далее). Здесь-то и начинаются проблемы - бывшие собственники многоквартирных домов (органы публичной власти всех уровней, ведомства и предприятия) в последние 15-17 лет не выполняли добросовестно свои обязанности, в частности не производили в нужном объеме капитальные ремонты домов и для их восстановления до нормативного технического состояния теперь потребуются многие сотни миллиардов рублей. Граждане требуют справедливости - ведь каждый собственник жилой недвижимости, даже и бывший, согласно российским законам, должен отвечать по своим обязательствам. Поэтому, пока государство не нашло убедительных ответов на все вопросы своих граждан, реформа управления многоквартирными домами будет продвигаться медленно, ожидаемые эффекты реформы - снижение бюджетных затрат в жилищной сфере, энергосбережение в домах - станут ощутимы еще не скоро.

Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность выбрать способ управления каждым домом. Сделать такой выбор совсем непросто, но необходимо - если собственники не определятся до 1 мая 2008 года, то конкурс на право управления их домом должны до этой даты провести местные администрации. Если создать товарищество собственников жилья и поручить ему управлять домом, то где гарантии, что товарищество сможет привлечь внебюджетные средства для капитального ремонта, найти оборотные средства, чтобы отвечать по установленным правовыми актами обязательствам перед поставщиками коммунальных ресурсов в дома, добиться от местных органов власти полной и своевременной выплаты всех видов дотаций, субсидий, компенсации многочисленных видов льгот? Нет гарантий и того, что в руководстве товарищества не окажутся мошенники или жулики - подобных примеров предостаточно. За годы действия закона «О товариществах собственников жилья» такие товарищества были образованы только в 6-7% многоквартирных домов, что и свидетельствует о наличии существенных проблем в их создании и функционировании. Но многие руководители регионов и городов стремятся к увеличению числа товариществ. Почему? Возможно, из-за опасения, что если на рынке новых услуг появятся крупные компании - профессиональные управляющие домами, они начнут эффективно лоббировать свои интересы в законодательных органах и в конце концов «отодвинуть» местные администрации от контроля над значительными денежными потоками (платежи населения за содержание и ремонт домов, за коммунальные услуги) через различные расчетные центры, созданные во многих городах.

Но и при поиске эффективного профессионального управляющего для многоквартирного дома собственники помещений сталкиваются с массой проблем у собственников помещений: предложений от крупных компаний здесь еще явно недостаточно, а мелкие, как и товарищества собственников жилья, вряд ли в состоянии привлечь внебюджетные средства, добиться справедливых условий договоров с органами власти и поставщиками коммунальных ресурсов. К сожалению, в законодательстве еще нет эффективных механизмов защиты интересов и самих управляющих - риски выхода бизнес-структур на рынок услуг управления многоквартирными домами пока велики. Например, до сих пор не определен (как предусмотрено Жилищным кодексом РФ) порядок бюджетных доплат наймодателей (органов местного самоуправления) в тех домах, где для нанимателей квартир по договорам социального найма назначены ставки платежей ниже установленных решением общего собрания собственников помещений и договором управления. Без этого же быстрое банкротство нового управляющего - вполне реально.

В сложившихся условиях нарушения законодательства становятся массовыми: в 2оо6 году конкурсы проводились местными администрациями ранее предусмотренных сроков и с нарушением соответствующих правил, в некоторых городах конкурсы носят фиктивный характер, бюджетные дотации еще выплачиваются организациям, а не гражданам, сохраняется перекрестное субсидирование тарифов. Министерство регионального развития было вынуждено совместно с Генеральной прокуратурой проводить проверку исполнения норм жилищного законодательства.

Указанные выше проблемы рассматривались широким кругом специалистов на Всероссийской конференции «Система управления жилищным фондом России». Здесь говорилось о трудностях реформирования сложившейся годами системы управления многоквартирными домами, но было высказано и много предложений по ее постепенному, а не шоковому - к назначенной дате - изменению в интересах всех собственников, арендаторов и нанимателей квартир. Отмечено, что одним из самых существенных недостатков реформы следует считать отсутствие широкого профессионального обсуждения законодательных норм, иных правовых актов - такое обсуждение следует вести до их утверждения, а не после, как в случае с нормами Жилищного кодекса РФ, первые поправки к которому были внесены в Государственную Думу через две недели после его введения в действие.

По итогам обсуждения на конференции в адрес Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ, Правительства РФ, Совета при Президенте России по реализации национальных приоритетных проектов и демографической политике организаторы конференции планируют направить следующие рекомендации:

Государственной Думе РФ при подготовке изменений и дополнений к Жилищному кодексу РФ предусмотреть:

- отнесение договоров управления домами к категории «публичных договоров» с целью единообразной защиты прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах во всех городах страны;

- введение обязанности органов публичной власти в установленный законом срок зафиксировать по каждому многоквартирному дому сумму невыполненных ранее обязательств бывших собственников жилищных фондов в части их капитального ремонта и реструктуризировать эти обязательства в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ;

- разработку и утверждение Правительством РФ «Правил управления многоквартирными домами», регламентирующих все аспекты отношений управляющих домами с собственниками, нанимателями, арендаторами жилых и нежилых помещений, с поставщиками коммунальных ресурсов (в том числе - порядок снижения платежей управляющих при ненадлежащем качестве всех видов ресурсов на вводах в дома соответствующих городских сетей), а также с органами публичной власти (в том числе - порядок гарантированного возмещения управляющим всех видов выплат: дотаций, субсидий и пр., предусмотренных договорами управления и законами о бюджетах всех уровней);

- сохранение установленных ранее обязанностей организаций, выполняющих в настоящее время функции управления многоквартирными домами, на период до выполнения органами публичной власти всех условий передачи бремени содержания жилой недвижимости ее собственникам (в том числе - до межевания земли и ее кадастрового учета, описания и регистрации в установленном порядке общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также государственной и/или муниципальной собственности в каждом доме, определения суммы невыполненных обязательств бывших собственников жилой недвижимости и реструктуризации этих обязательств);

- введение административной ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение сроков и объемов подготовки к передаче управления многоквартирными домами (при смене способа управления - от унитарного предприятия к частной компании или жилищному объединению);

- введение расширенных определений понятий «управление многоквартирным домом» (с установлением экономических целей управления) и «коммунальные услуги», позволяющих распространять любые преференции по оплате таких услуг и их составляющих управляющими и гражданами на важнейшие для общества услуги - энергосервис, биллинг (включая установку и обслуживание счетчиков, количества ресурсов и услуг) и другие.

Правительству РФ:

- при подготовке проектов законов и иных правовых актов проводить обязательное обсуждение этих документов широким кругом специалистов, в том числе на Всероссийских конференциях;

- совместно с уже созданными во многих городах России объединениями управляющих многоквартирными домами определить круг задач по регулированию деятельности управляющих организаций, которые могут эффективно решаться саморегулируемыми организациями в сфере управления домами;

- с целью постепенного перехода к новым формам управления многоквартирными домами разработать в 2007 году предложения для органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по административно-правовым методам регулирования унитарных предприятий в жилищной сфере, по совершенствованию уставов унитарных предприятий, еще действующих в сфере управления многоквартирными домами, по созданию условий для независимого контроля их деятельности (путем создания наблюдательных советов или советов независимых директоров) в период до полной передачи бремени содержания жилой недвижимости ее собственникам, по формам обязательных договоров унитарных предприятий с собственниками квартир, с поставщиками ресурсов;

- поручить Федеральной антимонопольной службе провести проверку и дать оценку легитимности деятельности единых расчетных центров в городах России по сбору платежей граждан и их распределению на счета поставщиков коммунальных ресурсов, а также по монополизации услуг, связанных с подготовкой счетов для оплаты содержания и ремонта жилья и коммунальных услуг.

Совету при Президенте России по реализации национальных приоритетных проектов и демографической политике:

- предусмотреть в составе Федеральной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» разработку в 2007 году дополнительной подпрограммы «Выполнение государственных и муниципальных обязательств по подготовке к передаче ответственности за управление многоквартирными домами собственникам помещений в этих домах».